Posted 13 октября 2003,, 20:00

Published 13 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Сергей Марков

Сергей Марков

13 октября 2003, 20:00
После назначения Владимира Спивакова президентом Московского международного дома музыки некоторые концерты Российского национального оркестра (РНО) в этом здании были сорваны. Началось даже судебное разбирательство. Прокомментировать эту «немузыкальную» ситуацию «Новые Известия» попросили генерального продюсера и прези

– Так что же случилось с концертами оркестра в Московском международном доме музыки (ММДМ)?

– Новые менеджеры ММДМ, пришедшие с Владимиром Спиваковым, немедленно разорвали контракт с продюсерским центром «Меридиан», который отвечал за проведение концертов Российского национального оркестра (РНО) в новом концертном зале. Объяснением причин себя не утруждали, соблюдением законной процедуры расторжения – тоже, от переговоров уклонились. Только через два месяца, когда «Меридиан», отчаявшись наладить диалог, поставил вопрос о компенсации ущерба и для команды Спивакова дело запахло керосином, им пришлось срочно придумать причину расторжения: договор-де кабальный и фактически по нему государственный ММДМ незаконно передан частной структуре в управление. На директора «Меридиана» даже заявление в прокуратуру написали, обвинив то ли в мошенничестве, то ли в присвоении государственной собственности. Просто фарс какой-то по мотивам телепередач про борьбу патриотов против олигархов. Как это маленький «Меридиан» закабалил такой большой Дом музыки? В какое управление ему ММДМ передан, если сотрудников «Меридиана» туда через порог не пускают? Что за мошенничество, если даже никаких финансовых расчетов между ММДМ и «Меридианом» не было? И почему это все нельзя цивилизованно решать путем переговоров или, на худой конец, в арбитраже, а нужно через кабинеты начальства и прокуратуру?

– В чем же смысл обращения в арбитраж?

– Иск подал не РНО, а «Меридиан». Он, естественно, добивается компенсации ущерба, нанесенного незаконными действиями руководства ММДМ. Но мы, оркестр, тоже внимательно следим за процессом. Ведь речь о том, можем ли мы, да и другие серьезные коллективы и музыканты, иметь дело с залом, администрация которого не считает для себя обязательным соблюдение договоров? Или поставим вопрос шире: мы все-таки живем в правовом государстве, или по-прежнему телефонное право в Москве все решает? Спиваков вхож в любые кабинеты в прокуратуре, в правительстве, распространяет там свою версию событий, далеко не всегда правдивую. Он постоянно твердит о своей особой близости к президенту и к мэру, решает вопросы их именем – пользуется ими, так сказать. Сколько в его словах правды, сколько преувеличений и просто лжи, трудно сказать, но многие верят в миф о всемогуществе Спивакова и на всякий случай боятся, ведь холопский менталитет у нас в стране еще не изжит. Сработает это в очередной раз или все-таки времена изменились? Ведь даже олигархи у нас теперь, как известно, равноудаленные. Полного иммунитета от ответственности, от закона никто, по идее, не имеет, даже столь популярные артисты, как Спиваков. Так что нас в первую очередь волнует в данной ситуации моральный аспект: хамство, пренебрежение к закону, неуважение к договорам должны быть наказаны.

– Сейчас руководители Дома музыки уверяют, что двери для РНО открыты.

– Мы не могли допустить, чтобы пострадали интересы держателей абонементов РНО – ведь они с нами уже столько лет. Пришлось через другое агентство заново бронировать даты на гораздо более тяжелых финансовых условиях. Часть дат все же сохранить не удалось – ММДМ уже отдал их под другие мероприятия. На них держателям наших абонементов будет предложена адекватная замена. Но основная часть концертов состоится, как запланировано. Не может ММДМ совсем не пускать к себе такой оркестр, как РНО. У Спивакова цель была не концерты сорвать, а показать, кто хозяин, кто самый главный, кого надо бояться, под кого строиться. Это мы уже проходили, когда Спиваков был в РНО художественным руководителем. Очень уж ему нравится властвовать. В этом, кстати, он полная противоположность Плетневу, для которого властные полномочия ничего не значат – он опирается только на свой неоспоримый интеллектуальный и моральный авторитет.

– Однако многие из музыкантов РНО добровольно ушли к Спивакову. Как вы оцениваете понесенный вашим оркестром ущерб?

– Музыканты – свободные люди, а их миграция между оркестрами – нормальный процесс. Наш оркестр создавался четырнадцать лет назад, на повестке дня была смена поколений. Появилось много талантливых молодых музыкантов, но освободить для них место в коллективе непросто. К тому же это всегда поначалу травматично – требуется время заново сыграться с новичками. Но от этого не уйти. Поэтому мы без сожаления отпускали тех музыкантов, которые решили перейти к Спивакову. У нас были замены не хуже, а зачастую и лучше прежнего. Тех, кто уходил, я хорошо понимаю. Многие из них задумываются о пенсии, а в государственном оркестре есть льготы, которых мы лишены. Для кого-то это хорошая карьерная возможность: у нас они сидели в числе последних пультов, а там оказались в числе первых. У кого-то не сложились личные отношения с коллегами. Есть и мечтатели, которые ищут лучшей жизни «там, за горизонтом». Все, кто ушел, получили в оркестре Спивакова гораздо более высокие оклады, чем были у нас. Деньги людям тоже нужны. Так что я за них рад.

– Однако дело ведь не только в деньгах. Спиваков рассказал «НИ» о царящей в РНО атмосфере доносов и интриг, невыносимой для музыкантов обстановке…

– Об очередных его интервью подобного рода я обычно узнаю по смеху в репетиционном зале – это новая газета пошла по рукам. Однако я склонен относиться к этим вопросам серьезно – ведь такая ложь подрывает репутацию нашего оркестра. Тут Спиваков применяет старый прием – громче всех кричать «Держи вора!», отводя внимание от себя. Вы вот почитайте книгу Сати Спиваковой о муже, там любопытные откровения проскальзывают. Вот, например, как от маэстро из «Виртуозов» один музыкант решил уйти. Боялся худрука так, что не мог сам сказать ему об этом. Подсунул заявление под дверь и убежал. После этого Спиваков, как рассказывает в книге его жена, долгое время все порывался нанять бандитов, чтобы этого музыканта избили – «проучили», по его словам. Так что насчет атмосферы в коллективе – это с больной головы на здоровую.

– Получил ли уже ваш оркестр государственную поддержку, обещанную Минкультом РФ в мае? И не изменится ли в связи с этим организационная форма РНО – ведь раньше оркестр был частным?

– Поддержка обещана в следующем году. Поживем – увидим. Организационая форма оркестра не изменится. Государство поддерживает культуру, а не ее отдельные организационные формы. По крайней мере, так должно быть. А частным наш оркестр не является – это некоммерческая организация, преследует общественно значимые цели, я и другие учредители права собственности на нее не имеют.



"