Posted 13 сентября 2015,, 21:00

Published 13 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:36

Updated 8 марта, 03:36

Камень преткновения

Камень преткновения

13 сентября 2015, 21:00
На минувшей неделе стало известно, что петицию против «покраски» Казанского собора подписали уже семь тысяч человек. Горожане, депутаты и даже геологи не оценили свежий бежевый цвет памятника и призывают министра культуры, ЮНЕСКО и даже президента вмешаться в процесс и остановить реставрацию. При этом реставрируют собо

Автор петиции Андрей Циркунов называет работу над собором варварской и ссылается на мнение специалиста по минералам Андрея Булаха, который считает, что «покраска» придает собору вид «хорошо отштукатуренного здания», при этом теряется естественная неоднородность камня.

Действительно, раньше колонны и портик были контрастных цветов: местами камень был почти черный, кое-где – песчаного цвета, но общее впечатление было пестрое, неоднородное, как будто памятник неравномерно «подкоптили». Теперь парадный фасад светлеет однородным, нежным бежевым цветом.

Один из главных противников работ – президент Фонда возрождения архитектурного облика русских городов Дмитрий Лагутин. «За стариками надо ухаживать, улицы подметать, цветы поливать, – говорит он. – Зубы надо чистить. И каменный фасад надо чистить. Конечно, зубы можно не чистить, а вставить золотые. Богато, но это не твои зубы. Красить зубы глупо – краска отвалится. В Риме Собор Святого Петра чистят, и песочек самой малюсенькой фракции привозят из Австралии».

Четкого ответа, чем именно покрывают собор, критики реставрации не дали, а версия с краской возникла в основном из-за внешнего контраста «копченого» южного фасада и отреставрированного северного. О реставрационных материалах корреспондент «НИ» расспросила подрядчика – «Строительную культуру», которая и выполняет работы на фасадах памятника. «Собор мы покрываем известковым раствором, – принялся методично объяснять гендиректор «Строительной культуры» Михаил Нинбург. – Что мы, идиоты, что ли, камень красить? Это в 1950-е – 1960-е красили, мы эти слои как раз снимаем. Про архитектурные тонкости лучше, конечно, со специалистами-архитекторами говорить, но этот план реставрации разработали специально для Казанского, из-за камня (собор облицован пудостским туфом, который раньше добывали под Гатчиной. – «НИ»), и материалы заказывали тоже целенаправленно».

«Я уже 15 лет занимаюсь этим объектом, у меня к нему как у реставратора с 46-летнем опытом особое отношение. – рассказал «НИ» главный архитектор реставрационных работ Казанского собора Марк Коляда. – С 1999 года мы восстановили иконостас, убрали воду из подвала, реставрировали цоколь, отремонтировали крышу. После этого занялись фасадом. Смета на реставрацию одного северного фасада – 1,8 млрд. рублей, деньги выделяют медленно, и мы так же постепенно работаем.

В 1950 – 1960-е годы собор покрасили – к съемкам «Приключений итальянцев в России». Потом оказалось, что это была огромная ошибка – под краской камень прел, крошился. Тогда инженеры подняли материалы о том, как «лечили» камень раньше. Оказалось, что весь XIX век туф покрывали известковым раствором. Туф – порода известковая, они с известняком «двоюродные родственники». Весь собор стоит на известняковом фундаменте, а плиты скреплены известковым раствором. Разница в том, что известняк принимает порядка 10% влаги из атмосферы, а туф – все 30%. Поэтому известковый раствор может защитить туф от внешних воздействий, не разрушая камень, а срастаясь с ним. Раствор на туф садится, как родная рубашка. Мы очищаем камень от «копченостей», затем его укрепляем. Расчищаем воздушно-вихревым методом, немецким аппаратом наподобие пескоструя со скругленными кварцевыми гранулами диаметром 0,2 мм. Механические выбоины восполняем оригинальным материалом – туфом, а потом так же покрываем раствором. Известь тоже специальная немецкая. Так что когда нас пугают иностранными инспекторами – пусть приезжают. Жаль, что не наши специалисты это придумали. Мой основной оппонент – геолог Андрей Булах – делает акцент на том, что под «рубашкой» не видно фактуру камня. Но он – геолог, а мы говорим об архитектуре, сохранении общего облика и консервации материала. Через какое-то время, если известь потемнеет, ее можно будет помыть водой под давлением, и нынешний цвет вернется. Так что пусть шумят, а мы все правильно делаем».

Кто-то продолжает ностальгировать по «копченому» цвету памятника, кто-то любуется гладкими колоннами цвета крем-брюле. После того, как петицию распространили депутаты и градозащитники, петербуржцы сами подходят к Казанскому, фотографируют свежий северный и еще «копченый» южный фасад, загадочные потеки на базах колонн. Однако очевидно, что этот спор решит только время.

"