Posted 13 сентября 2015,, 21:00

Published 13 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:36

Updated 8 марта, 03:36

Как Чичиков стал Сердюковым

Как Чичиков стал Сердюковым

13 сентября 2015, 21:00
Ровно год назад в Доме Гоголя на Никитском бульваре открылась выставочная площадка «Новое крыло». Суть ее в том, чтобы продолжить разговор о творчестве писателя, но уже не в историко-литературном контексте XIX века, а через призму сегодняшнего дня. Открывшаяся на днях выставка «Том второй» исследует незаконченную часть

Для участия в выставке искусствовед и критик Валентин Дьяконов (это его вторая большая работа в качестве куратора) пригласил трех современных арт-мастеров. Самый известный из них – краснодарский художник Валерий Казас, «опредметивший» незавершенность литературного текста с помощью скульптуры. Бессюжетные объекты из разных пород дерева, на первый взгляд, могут даже показаться неуместными, на самом деле воспроизводят ту же фрагментарность, которая, как и текст Гоголя, может быть дополнена и наполнена каким угодно содержанием.

Еще более многогранна трехчастная видеоработа «Картошка» Люси Матвеевой. Фотограф и художница, родом из поселка Пено Тверской области, с помощью камеры запечатлела будни российской глубинки. «Картошка», с одной стороны, тоже образец фрагментарности, соединяющий в себе элементы докьюментари и игрового кино. С другой же – это абстрактная экранизация «Мертвых душ» или даже «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева – о дураках и дорогах.

Графические иллюстрации ко второму тому молодой художницы Марии Киселевой полны ироничных намеков на современную Россию и ее недавнее прошлое. Чичиков на одной из работ уж очень похож на экс-министра обороны Сердюкова, а встречающиеся на его пути помещики, с выбритыми черепами и в малиновых пиджаках, напоминают криминальных авторитетов лихих 1990-х. Это время, кстати, тоже символизирует своего рода недописанность, но уже историческую: ожидание больших перемен, которые не оправдались.

В качестве спецпроекта в одном из залов «Нового крыла» поместили камеру-обскуру, транслирующую все, что происходит на Никитском бульваре: спешащих по своим делам чичиковых, башмачкиных, дам, приятных во всех отношениях. И хотя организаторы не сводят идею выставки к шаблонной мысли о том, что у нас в стране ничего не меняется, знаменитый гоголевский вопрос – «Русь, куда ж несешься ты?» – кажется как никогда актуальным.

"