Posted 13 сентября 2009,, 20:00

Published 13 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Смерть под рекламу

Смерть под рекламу

13 сентября 2009, 20:00
Ведущие музыкальные театры Москвы обнародовали планы новых постановок. Сезон 2009/10, если рассматривать его с жанровой точки зрения, выглядит интересно, но мрачновато. Комедии, конечно, будут, но преобладают музыкальные трагедии и драмы. Публике стоит заранее настроиться на эмоции, очищающие душу.

Большой театр осуществит семь новых постановок – две оперы и пять балетов. На фоне кризиса это выглядит внушительно, правда, в число премьер входят одноактные постановки. Подбирая оперный репертуар, театр учел разные зрительские вкусы. Для консерваторов и любителей «легкого» искусства – мелодичная вещица Штрауса «Летучая мышь» (оперетта на этой сцене появляется впервые в истории Большого театра). Водевиль о балах-маскарадах и проказах венских обывателей XIX века делает петербургский режиссер Василий Бархатов. Ему помогают кутюрье Игорь Чапурин (костюмы) и сценограф Зиновий Марголин – лауреат многих театральных премий.

Как бы в противовес этой работе, рассчитанной на широкие зрительские круги, Большой сделает вторую, элитарную премьеру – оперу Альбана Берга «Воццек». Тут музыка сложнее выходных арий у Штрауса, а исходный литературный материал богат трагическими смыслами. В основе пьеса Георга Бюхнера об абсурде армейской жизни XIX века, в которой герой – слабый умом и затюканный сослуживцами солдат – сначала убивает любовницу, а потом умирает сам. К работе над «Воццеком» привлечены мощные силы – режиссер Дмитрий Черняков (постановщик нашумевшего «Евгения Онегина») и дирижер Теодор Курентзис.

Балет Юрия Григоровича «Тщетная предосторожность» – комедийная пастораль о любви, действие которой происходит во Франции конца XVIII века – пополнит афишу Большого 6 ноября, когда театр предоставит сцену для показа этого нового спектакля Московской академии хореографии. Перед Новым годом к репертуару добавится «Эсмеральда» на музыку Пуни – восстановленный по архивам старинный балет. Его либретто отсылает к роману «Собор Парижской богоматери». Реставраторскую работу делают Юрий Бурлака (худрук балетной труппы Большого театра) и Василий Медведев. 21 апреля на сцену театра вернется еще один балет Григоровича – «Ромео и Джульетта», впервые поставленный им в 1978 году. Мэтр трактует историю шекспировских героев весьма сурово, без сантиментов. В начале лета театр покажет мини-балет французского хореографа Ролана Пети «Юноша и Смерть» – опус 1946 года на музыку Баха и по либретто Жана Кокто. Два персонажа этой истории – юноша и его Смерть – выясняют отношения под крышей парижской мансарды, где за окном мигает навязчивая реклама. Под конец сезона дадут «Петрушку» на музыку Стравинского в постановке Михаила Фокина, в 1911 году этот балет по мотивам русских ярмарок и масленичных гуляний был показан в Париже, во время знаменитых Дягилевских сезонов. Теперь «Петрушку» готовятся показать на летних гастролях Большого в Лондоне.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко начнет сезон с оперы Массне «Вертер» (по юношескому роману Гете о несчастной любви), премьера которой пройдет 25 сентября. В феврале обещан веселый «Севильский цирюльник» в постановке Александра Тителя. В апреле на Малой сцене нас ждут две небольших оперы французских композиторов XX века – «Сократ» Сати и «Бедный матрос» Мийо. В июне – ироническая серьезность знаменитого европейского хореографа Иржи Килиана, его одноактные балеты «Шесть танцев» и «Маленькая смерть». Плюс восстановление трех давно не идущих балетов из репертуара Театра Станиславского и Немировича-Данченко – трагической «Эсмеральды», комедийного «Укрощения строптивой» по Шекспиру и неоромантических «Па-де-катра» с «Шопенианой», уповающих на возвышенные чувства.

Театр «Новая Опера» единственную на сегодня объявленную премьеру – «Иоланту» Чайковского – приурочит к Шестому музыкальному фестивалю «Крещенская неделя». Театр «Геликон» пока тоже объявил об одной новинке – опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Намеченный на 24 октября показ готовит главный режиссер театра Дмитрий Бертман. Впрочем, спектакль «Царица», представленный труппой в конце прошлого сезона в Петербурге, можно тоже считать премьерным. Спектакль о Екатерине Второй планируют дать в столице в ноябре, и не в маленьком помещении театра, а в громадном Кремлевском дворце. Видимо, в «Геликоне» решили, что легкая музыка Давида Тухманова, не говоря уж о теме, привлечет зрительские массы. Надежда не напрасна: анонс постановки как «зрелищного шоу для семейного просмотра» может послужить неплохой приманкой.

"