Posted 13 сентября 2007,, 20:00

Published 13 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:27

Updated 8 марта, 08:27

Сцены из жизни пауков

Сцены из жизни пауков

13 сентября 2007, 20:00
Как всегда, самое интересное на телевидении – это не вымышленные, а реальные люди.

Вот «Россия» начала показ новой порции похождений следователя (теперь уже бывшего) по особо важным делам Генпрокуратуры Турецкого – стареющего плейбоя, простреленного бандитскими пулями как минимум в двадцати местах, не тонущего в воде и в огне не горящего. Однако главное ощущение от премьеры – ходульность, картонность персонажа, который (экран не обманешь) до смерти надоел Александру Домогарову, играющему одно и то же уже несколько лет. Как говорится, постоянно улыбаться может кукла, да и то новая.

На этом фоне программа того же канала «Мой серебряный шар» Виталия Вульфа, посвященная замечательному, но почти незнакомому большинству молодых зрителей, актеру Анатолию Кторову, смотрится как тонкая ручная работа против заводской штамповки. И это неудивительно, поскольку автор и ведущий программы сам по себе личность, который, будучи лично знаком со многими героями своих программ, очень занимателен и интересен.

Впрочем, обращение к историческим фигурам не всегда для канала «России» выглядит убедительным.

Вот пример. К 130-летию основателя ВЧК канал показал документальный фильм Олега Вакуловского «Тайна смерти Дзержинского». Напомним, Железный Феликс скоропостижно скончался 20 июля 1926 года в 16.40 на

49-м году жизни. Известно, что за три часа до этого он неожиданно для многих выступил на пленуме ЦК с резкой критикой в адрес товарищей по партии: «Когда я смотрю на наш аппарат, на нашу невероятную бюрократию, я буквально прихожу в ужас!»

Фильм строится вокруг заключения о смерти Дзержинского, подготовленного человеком, ранее бальзамировавшим Ленина, – профессором Алексеем Абрикосовым. То давнее заключение светила отечественной патологоанатомии у современных медицинских специалистов вызывает вопросы. Куда, например, делись из описания все те болезни, которыми страдал Дзержинский?

По мысли Вакуловского, за смертью Железного Феликса мог стоять тов. Сталин, который таким образом расчищал себе путь во власть. Но четких доказательств этого тезиса у авторов нет, как нет и четкого ответа на вопрос: а может, Дзержинский умер все-таки своей смертью?

В общем, загадка истории, которая после просмотра фильма не становится отгадкой, а вся эта давняя история о житие-бытие «ленинской гвардии» смотрится как передача Николая Дроздова о жизни пауков, жадно поедающих друг друга.

«Следы взяток вели в Сочи...». Нет, это не о зимней Олимпиаде-2014. Это цитата из документального фильма «Курортный роман с властью», который показал все тот же канал «Россия». О знаменитом уголовном деле Медунова, заведенном на ближайших подчиненных первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС подчиненными Андропова.

Казалось бы, людей на курорте кормили в столовых объедками, местные вожди воровали, как могли, сколачивая в глухие 70-е годы целые по тем временам состояния, а завели против них уголовные дела только потому, что тогдашний председатель КГБ видел в кресле секретаря ЦК по сельскому хозяйству не Медунова, а Горбачева.

Та же паучья жизнь, которая в фильме припудрена словами о борьбе сторонников реформ и их противниками.

На Первом канале помянули годовщину терактов в США фильмом Ричарда Дэйла «Нью-Йорк. 9/11», сделанном в стиле реконструкции событий, в котором зритель оказывается в самом центре катастрофы, внутри башен-близнецов, шаг за шагом следуя за героями, отчаянно пытающимися спасти себя и других. Детальное воспроизведение трагических событий основано на показаниях оставшихся в живых, пожарных и спасателей, на рассказах родственников погибших, архивных документах и материалах расследования Комиссии 9/11. Борьба за жизнь 18 тысяч человек, находившихся в тот момент в зданиях Всемирного торгового центра, 103 минуты агонии обреченных башен-близнецов показаны буквально минута за минутой в исполнении актеров.

Безусловно, это очень интересный и сильный фильм, только вот задаешься мыслью при его просмотре: а что же помешало нашим документалистам снять такой же о трагических событиях в Москве и Волгодонске сентября 1999 года?

Или не пришло время рассказать всю правду?

"