Posted 13 сентября 2006,, 20:00

Published 13 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:04

Updated 8 марта, 09:04

Чаепитие для детской мафии

Чаепитие для детской мафии

13 сентября 2006, 20:00
Завтра в Подмосковье завершится Международный фестиваль театров кукол с уютным названием «Чаепитие в Мытищах». Участников из Финляндии, Литвы, Японии, Польши, Белоруссии, Украины, а также наших артистов из Химок, Кургана, Рязани принимает у себя мытищинский театр кукол «Огниво». В программе 22 спектакля: 18 кукольных и

Первое, что поражает любого гостя фестиваля, это роскошное здание мытищинского театра: замок с розовым фасадом, острой башней и бульдогами на крыше. Перед входом – уютный двор с цветами и фигуркой кукольника, удивительно похожего на здешнего худрука Станислава Железкина. Именно в этом дворе фестиваль и открылся: клоун из Финляндии Яри Силъямки устроил уличное представление, в котором пантомима, жонглирование, клоунада, не сопровождавшиеся словами, были понятны всем. В качестве главного угощения гостям театр «Огниво» преподнес свой фирменный спектакль – «Ревизор», созданный молдавским режиссером Петру Вуткареу. Постановка удивила даже профессионалов жанра. Не только уровнем работы с куклами, но и самим фактом: спектакль поставил драматический режиссер.

Петру Вуткареу в интервью «НИ» признался, что работать с неодушевленными артистами ему было интереснее, чем с живыми: «У кукольного театра намного больше выразительных средств, чем у драматического. И ремесло кукольника намного сложнее, чем ремесло актера. Если для драматического актера творческий инструмент – это его тело, его данные, эмоции, голос, слезы, то кукольный артист должен обладать еще чем-то, чтобы оживить куклу – неодушевленный предмет».

Кроме «Ревизора», на фестиваль приехал еще один спектакль Вуткареу «Женщины Пикассо», поставленный им в драматическом театре «Казе» в Токио. Самое любопытное для зрителя – наблюдать, как японская актриса Сужи Юмико играет русскую балерину Ольгу Хохлакову, одну из жен Пабла Пикассо. Токиянка на ломаном русском декламирует пушкинские стихи, пьет из горла водку и своей «русской» экспрессией в одиночку держит зал полтора часа. Неудивительно, что после спектакля зал аплодировал стоя.

Среди кукольных спектаклей тоже есть свои примы. По дороге из Белоруссии в Каир, где в эти дни проходит фестиваль экспериментальных театров, в Мытищи заехал успешный витебский театр «Лялька». Четыре кукольника сыграли свою классику – пьесу Владимира Короткевича «Забытое сокровище», без которой не обходится ни один серьезный белорусский театр. Живые актеры, марионетки, тряпичные куклы, богатая сценография, костюмы, грим – все рассчитано на то, чтобы доставить зрителю визуальное удовольствие. Национальный колорит спектаклю предавали фольклорные плачи, голошения, заговоры, обрядовые действия. Благодаря этому истерическому сопровождению и без того страшная пьеса о поселившемся в деревне дьяволе производила впечатление ужастика.

Однако, как признавались многие участники «Чаепития в Мытищах», они приехали на фестиваль не столько ради спектаклей, сколько ради самой «международной тусовки». «Участвовать в кукольной жизни очень трудно, нужды финансовые страшные, – объяснил «НИ» свой приезд литовский режиссер Андрюс Жюраускас из Каунасского театра кукол. – А когда мы приезжаем на фестиваль, беремся за руки, нам уже не так трудно. Полезно пообщаться, посмотреть, куда идет кукольный театр».

Станислав Железкин, в свою очередь, признался, что для российской стороны фестиваль – возможность определить наше соотношение с другими театрами мира, узнать, на каком уровне находится кукольное искусство в каждой из стран. «У кукольников есть свое кукольное братство, – пояснил Железкин. – Вот приезжайте вы в Псков или Магадан, зайдите в театр кукол и спросите: вы знаете театр «Огниво»? И вам поименно назовут наших артистов. Это клан, это действительно мафия. Мы вынуждены были создать единство, чтобы отстоять свой вид искусства. И это кукольное братство поддерживается как раз такими фестивалями, как наш». Торжественное закрытие «Чаепития в Мытищах» состоится завтра. Но уже через неделю кукольная мафия соберется вновь, только в измененном составе: на этот раз на фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова.

КАК СЕГОДНЯ ЖИВЕТСЯ КУКОЛЬНЫМ ТЕАТРАМ?

Олег ЖЮГЖДА, художественный руководитель Гродненского областного театра кукол (Белоруссия):
– Всего в Белоруссии семь кукольных театров. Из собственного опыта, из наблюдения могу сказать, что кукольный театр у нас стоит несколько выше, чем театр драматический. Мы успеваем за мировым прогрессом, мы в европейском контексте. Поскольку постоянно выезжаем на разные фестивали, можем сравнивать. Театр кукол у нас в ренессансном периоде. Хотя, конечно, есть свои проблемы: по технической позиции мы сильно отстаем от компьютеризации, роботизации.

Давид БУРМАН, директор Международного фестиваля театров кукол «КукАрт» (Санкт-Петербург, Россия):
– Сейчас в Питере наблюдается настоящий кукольный бум. Театр «Кукольный формат», огромное количество мелких коллективов, таких как «Чемодан-дуэт КВАМ» – это все наши, рожденные внутри коллективы. Москва же – академическая столица. Театр имени Сергея Образцова тоже проводит кукольный фестиваль, но он академический. Питер в этом смысле авангардный. У нас нет ограничений. Мы даем возможность видеть, что у театра нет границ.

Сигитас КЛИБАВИЧЮС, руководитель Каунасского государственного театра кукол (Литва):
– В Литве есть два государственных театра кукол и еще три муниципальных. Школы подготовки кукольников у нас не было. Только в этом году был собран курс в Государственной академии искусства. Мы держимся на энтузиазме и на любви одиночек. А театр, как и у вас в России, имеет большие проблемы. Государство дает 70 процентов того, что нам нужно. 20 процентов зарабатывают театры, десять висят в воздухе. Так что кукольный жанр на грани нищеты. Драматический театр у нас стоит на ступень выше. Когда есть такие гиганты драматического жанра, нам ставить спектакли для взрослых – проблема. Мы рады, что есть возможность приезжать в Россию. Чаще мы, конечно, уже выезжаем на Запад. Но Россия – та страна, которая была для нас авторитетом по своему уровню, профессионализму, отношению к работе. И когда связи ослабли, я думаю, мы немало потеряли.
Оксана ДМИТРИЕВА, режиссер Крымского театра кукол (Симферополь, Украина):
– У нас в каждом областном центре есть кукольный театр. Живется им довольно сложно. Государство помогает, но дотации небольшие, поэтому приходится очень много работать. Наш театр дает в день по 5–6 спектаклей. Так мы зарабатываем деньги на новые постановки, держимся на плаву. И это притом, что наш театр – один из самых стабильных кукольных театров Украины. Есть свое здание, коллектив полный, репертуар постоянно обновляется.

Петру ВУТКЭРЭУ, художественный руководитель Театра «Эжен Ионеско» (Кишинев, Молдавия):
– В Кишиневе три кукольных театра, они успешны, много работают, но в них, к сожалению, нет спектаклей для взрослых. Я считаю, это пробел, потому что возможности ставить для серьезного взрослого зрителя очень большие: всю драматургию, предназначенную для драматического театра, свободно можно ставить в кукольном театре.

"