Posted 13 июля 2010,, 20:00

Published 13 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Крест платежом красен

Крест платежом красен

13 июля 2010, 20:00
Крест платежом красен

Уже всем известно, как завершился суд над двумя создателями выставки «Запретное искусство-2006». Бывшему директору Центра Сахарова присудили 200 тыс. рублей штрафа, а бывшему сотруднику Третьяковки – 150 тыс. Культурное сообщество выдохнуло: слава богу, не посадили. И вот вам первая примета наших дней: страх, что если усадили на скамью, посадят и дальше. Поэтому с таким рвением два года назад художники и журналисты пытались не допустить самого процесса. Ведь на скамью сажают слабых, кому надо преподать урок. Потом, после проработки, выставляется оценка за все сразу – и за поведение, и за прилежание. Нашей паре светила тройка, три года колонии.

Будь мы в другой (не скажу – стране) ситуации, те же самые художники и их друзья всеми руками голосовали бы за судебное разбирательство. У них была бы надежда, что мракобесы будут посрамлены. Что народ вступится за современное искусство. Что государство подчеркнет свою светскость. Что в глазах судей они обладают если и не аурой творцов, то явной презумпцией невиновности. И даже если бы во всем этом твердой уверенности не было, они бы знали – ну не посадят!

Сейчас нет смысла обсуждать строгость законов по «оскорблению чувств верующих» и «разжиганию религиозной ненависти». Когда прокурор предлагал три года, он, наверное, знал, на что ссылаться. Напомню только, что для людей искусства статьи, связанные с моралью и святотатством, – самые опасные. Ни растрата, ни воровство (Центр Сахарова – организация частная, некоммерческая, и ее не схватишь за финансы) не стали бы предметом громкого разбирательства. Как показывает история, за попирание идеологических норм следовало наказание такой жесткости, которую вначале даже судьи не могли предположить. Здесь что-то подсознательное – бьют наотмашь, чтобы досталось осужденному, а потом, рикошетом, тем, кто с ним одного образа мыслей. Готовы вы, господа концептуалисты и иронисты, на три года в лагеря? Подумайте об этом, прежде чем за кисть браться. Процессы над культурой не наказывают, а вправляют мозги и устанавливают температурный режим.

Не случайно почти все комментаторы дела Самодурова–Ерофеева говорили об откате в средневековье. Теперь уже понятно, что откатились мы не в средние века, а в ранний капитализм. Суд перевел мораль в деньги и таким образом показал, что столкнулись два собственника. Подсудимые не писали картины – они их взяли и выставили, то есть выступили как менеджеры, продюсеры и владельцы ценностей (либо антиценностей). На эти ценности предъявили права православные активисты. Цена вопроса – 350 тыс. рублей. Таков копирайт церкви на иконы. Желаете пририсовать голову Микки-Мауса к распятию – включите в бюджет выставки откат. Это еще по-божески – вспомните, какие счета выставляет ислам. В коррупционной системе важны не идеи и инновации, а величина откатов. Удалось же артистке Мадонне в Москве повисеть на кресте. Но так ведь и бюджет ее шоу – не три копейки.

Мне бы очень хотелось знать, куда пойдут выплаченные штрафы. По идее, потерпевшей стороне. Тем, кому нанесли моральный вред. На что они их потратят, конечно, не мое дело. Но есть у меня одно предложение ревнителям благочестия. 350 тысяч – это сумма первой премии в области современного искусства (например, государственной «Инновации»). Вот было бы круто вручить их достойному (на взгляд победителей) художнику или галеристу. Но, почти уверен, деньги пойдут на факсы-компьютеры и еще не менее полезные вещи. Менеджеры, под каким бы крестом они ни ходили, не любят, чтобы деньги уходили из семьи.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"