Posted 14 июня 2016,, 12:42

Published 14 июня 2016,, 12:42

Modified 8 марта, 03:02

Updated 8 марта, 03:02

В Воронеже завершается VI Платоновский фестиваль искусств

В Воронеже завершается VI Платоновский фестиваль искусств

14 июня 2016, 12:42
На Платоновском фестивале – главном фестивальном событии российской провинции – в этом году свои театральные постановки представили семь стран. Среди коллективов и создателей спектаклей и имена уже ставшие мировым достоянием (Боб Уилсон, Даниэле Финци Паска, театр Буфф дю Нор), и работы лидеров отечественной режиссуры

Имена Орельена Бори и Ларса Ойно известны московскому зрителю по участию в фестивалях «Другой театр из Франции» и «Территория». Но первыми российскими зрителями их новых работ стали воронежцы. На Платоновском фестивале показали хореографическую постановку Бори «Сплетение» с участием Каори Ито (работавшей с Прельжокажем, Тьере и Декуфле).

На глазах у зачарованной публики японская танцовщица, скользящая внутри причудливой конструкции из пяти тысяч прозрачных натянутых нитей, парила над сценой и движением тела пробивала черные дыры в мерцающем полотне пространства. А Ларс Ойно представил мировую премьеру неопубликованной пьесы Ибсена «Сванхильд», где под звуки лютни кукольным шагом, будто над землей, двигались персонажи, сошедшие с книжных иллюстраций XIX века, придавая происходящему на сцене ощущение потусторонности.

Традиционно ближе к финалу фестиваль проводит самое массовое и вовлекающее тысячи зрителей мероприятие от служителей Мельпомены – праздничным карнавалом по площадям и паркам Воронежа шествуют уличные театры, в этом году приехавшие из разных городов России, Нидерландов и Испании.

Финальным аккордом театральной программы фестиваля 2016 года прозвучала джазовая, почти диссонансная импровизация на тему барочной оперы Перселла «Дидона и Эней», названной Академией Мольера лучшим музыкальным спектаклем Франции. Ее исполнила театральная компания La vie breve, продюсером которой выступил знаменитый театр Буфф дю Нор.

Музыкальной программе Платоновского фестиваля предоставили самые необычные площадки города и его окрестностей. Кроме традиционных филармонических площадок, в эти дни классическая и актуальная музыка звучит в меловом карьере «Белый колодец», в городских парках «Алые паруса» и Центральном, где нынешний фестиваль открыл новую площадку – «Зеленый театр» на 1600 мест, и даже в Рамонском замке герцогов Ольденбургских, что в сорока километрах от Воронежа.

Всякий раз фестиваль искусств открывает выставки в музеях и галереях города – в нынешнем году это экспозиция музея имени Бахрушина «Театр Таирова и Коонен», работы художников нон-конформистов из собрания ГМИИ имени Пушкина и персональная выставка Владимира Дубосарского. В практике фестиваля – освоение новых пространств, и с прошлого года его территория приросла Арт-центром «Коммуна», возникшем в заброшенном здании типографии одноименной газеты, для которой в молодости писал Андрей Платонов.

Фестиваль представил там двухэтажную инсталляцию Александра Шишкина-Хокусая «Практики взросления», впечатляющий фотопроект на тему платоновского человека, осуществленный фотографом и оператором Алексеем Бычковым и актером Камилем Тукаевым, а также подборку из более чем 250 ослепительной красоты фотокадров из незавершенного фильма Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!» и копий его мексиканских рисунков.

Одним из авторов мероприятия стал член правления Эйзенштейн-центра Наум Клейман, подготовивший для фестиваля ретроспективу фильмов Эйзенштейна, которую показывали каждый вечер в той же «Коммуне». Каждый вечер там звучала музыка, проходили встречи с писателями, мастер-классы, лекции, открытые репетиции и мероприятия, формату которых не сразу подберешь термин.

Вход на эти мероприятия почти всегда свободный, и окружающая «Коммуну» территория на пару недель в июне превращается в неформальный клуб молодых воронежских интеллектуалов, многие из которых с удовольствием носят майки волонтеров.

К сожалению, этот культурный кластер оживает только на время фестиваля – историческое здание, принадлежащее частному владельцу, уже два года готовят под снос, в свободное от фестиваля время его демонтируют и разоряют, и платоновцам каждый год приходится заново обустраивать интерьеры.

Александр Сокуров, который в этом году был награжден Платоновской премией «за платоновское упрямство в постижении темы человека в котловане истории», на торжественной церемонии обратился к губернатору Воронежской области с просьбой не разрушать «Коммуну» как «намоленное» место, и Алексей Гордеев ответил новому лауреату, что его просьба – все равно, что просьба самого Андрея Платонова. Так что надежда есть...

О будущих проектах фестиваля и своих надеждах худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков рассказал корреспонденту «НИ»: «Мы не всех можем привезти – что-то слишком дорого для Воронежа, что-то ограничивают технические возможности наших площадок, а ряд проектов не подходит нам по степени радикальности, по идеологии... Я мечтал привезти «Чевенгур» Франка Касторфа, но нас сразу предупредили, что необходимо будет оплатить пять трейлеров с декорациями, каждый из которых обойдется в 20 тыс. евро. Хотя это и дорого, не сошлись мы в этом году по другой причине, по срокам. Но не оставляем эту идею».

Собеседник «НИ» признался: «Давно мечтаю показать воронежцам уличные европейские компании, которые делают представления на огромных кранах, где на трапециях гроздьями висят акробаты – не на все хватает денег. Ведь мы категорически не хотим сокращать нашу музыкальную программу, или программу бесплатных мероприятий, или выставки. За эти годы, несмотря на кризис, мы ничего не свернули, продолжаем работать по трем направлениям – платоновская программа, основная программа и программа актуального искусства».

Справка «НИ»
Платоновский фестиваль искусств – международный фестиваль искусств, названный именем Андрея Платонова, – впервые был проведен в 2011 году. Фестиваль ежегодно проходит в Воронеже в начале июня. В нем принимают участие артисты, музыканты, художники и литераторы из разных стран. Фестиваль проводится по направлениям «Академическая музыка», «Музыка мира», «Театр», «Уличный театр», «Выставки» и «Литература». События фестиваля делятся на три программы. «Основная программа» включает в себя признанные шедевры, получившие высокую оценку профессионального сообщества. «Программа актуального искусства» является площадкой для демонстрации творческих экспериментов. «Платоновская программа» состоит из произведений, созданных на основе литературного наследия Андрея Платонова либо посвященных творчеству писателя.

"