Posted 13 июня 2007,, 20:00

Published 13 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:29

Updated 8 марта, 08:29

Дорога к трону и на эшафот

13 июня 2007, 20:00
Незадолго до приезда на гастроли в Москву Большого драматического театра стало известно, что преемником Кирилла Лаврова на посту художественного руководителя стал известный грузинский режиссер Темур Чхеидзе. Он долгие годы работает в БДТ в качестве главного режиссера, и именно его назвал своим преемником сам Лавров. В

«Марию Стюарт» ждали еще на «Золотую маску», но тогда спектакль не смог приехать из-за договоренности с Чеховским фестивалем. Этот неприезд был досаден. В сегодняшнем раскладе сил нашего театра постановки Темура Чхеидзе остро необходимы. Как никакое другое искусство театр жадно ловит моды и отзвуки дня сегодняшнего. Как сейчас носят классические трагедии? Набекрень и очень мини? Чхеидзе до моды не снисходит. Трагедию сейчас можно сокращать, заземлять, вырубать из нее одну-две темы? А мы дадим Шиллера с минимальными сокращениями. И не будем никуда спешить. И поверим в самоценность текста. Пространство сцены можно обрубать потолком и сокращать до авансцены? Художник Георгий Алекси-Месхишвили выстроит пространство по вертикали, сделав на верху порталы, где будут видны то силуэты деревьев, то поплывут облака. Вернем стоячие воротники, шлейфы и сложные женские прически. Вызывающе традиционный, подчеркнуто архаичный (честно говоря, несколько финальных сцен немного пересаливают в этой архаике), спектакль Чхеидзе похож на человека в пиджаке, появившегося в обществе людей, одетых в перья. И в этой мужественной верности себе куда больше достоинства и силы, чем в испуганном стремлении быть модным по чужим лекалам.

Темур Чхеидзе относится к числу тех крупных художников, у которых есть свой мир и свой круг тем, одна из которых – тема гибели незаурядной женской личности. Не мог он миновать и шиллеровской «Марии Стюарт» с ее образами королев-соперниц на троне и в любви. Главную героиню играет молодая актриса Ирина Патракова. Она не играет королеву, авантюристку, сильную личность. Ее Мария говорит чистую правду Елизавете о том, что она готова отказаться от престола. Легкая, пылкая, грешная, нежная, эта Мария думает только о графе Лестере. Весь мир сосредоточился на нем, каким она вымечтала его себе, и эта любовь – ее главная драгоценность. Именно она просветляет, очищает и облагораживает ее душу. Неверными ногами ступая на дорогу к плахе, эта Мария держит перед собой крест, как будто держится за него. Находит в себе силы послать прощение Елизавете и благословить улыбкой Лестера: живи!

Лестер – Валерий Дегтярь – вовсе не герой-любовник-красавец-злодей. Растрепанный, растерзанный, легкомысленный, слабый, он прямо-таки раздавлен выпавшей ему неслыханной Фортуной: снискал любовь двух королев! Что же ему с этим делать?! Замечательный тонкий актер Валерий Дегтярь не пропускает ни одной подробности перерождения мужчины и рыцаря в предателя-труса.

Центром спектакля БДТ стала Елизавета – Марина Игнатова. Прихотливая смена настроений, игра интонаций – эта Елизавета бывает смешной и внушительной, растерянной и грубой. В ней есть грация умной женщины и грация прирожденного политического деятеля. Этой Елизавете все дано (верные слуги, любовь народа, победительная судьба), и она все теряет в силу непреложного жизненного закона: эгоист выжигает пространство вокруг себя и обрекает себя на одиночество.

Сильный, умный, на редкость достойный спектакль БДТ, созданный вне и вопреки сегодняшней моде, оказался очень современным по заложенным в нем смыслам.

"