Posted 13 июня 2006,, 20:00

Published 13 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

«Живой» против «жертвы»

«Живой» против «жертвы»

13 июня 2006, 20:00
Один из ключевых кинофестивалей России – сочинский «Кинотавр» – завершен. Главные награды достались «Живому» Александра Велединского, <a href=http://cinema.newizv.ru/films/86/>«Изображая жертву»</a> Кирилла Серебренникова, «Свободному плаванию» Бориса Хлебникова, «Эйфории» Ивана Вырыпаева и «Связи» Авдотьи Смирновой.

Конкурсная программа этого года оказалась сильна и разнообразна как почти никогда. Если раньше в ней всегда оказывалось 4–5 фильмов ниже любой фестивальной планки, то нынче таких картин (оцениваемых в 1–3 балла по 10-балльной шкале) не было вовсе. «Виноваты» в этом престиж фестиваля, усилия отборщиков и увеличение кинопроизводства, при котором им уже есть из чего выбирать. Столь же отчетливо проявилась и другая тенденция – из 15 конкурсных лент 11 рассказывают о современности, тогда как раньше режиссеры бежали от нее как черти от ладана, спасаясь либо в прошлом мире, либо в мире условном.

В конкурсной программе Сочи встретились признанные режиссеры – Александр Рогожкин, Алексей Балабанов, Константин Лопушанский, Валерий Рубинчик – с постановщиками, на счету которых совсем немного лент – Кирилл Серебренников, Борис Хлебников, Екатерина Гроховская, Иван Вырыпаев, Авдотья Смирнова и Сергей Карандашов. Опытные режиссеры не сплоховали, но победа по очкам все же досталась более молодым.

Авдотья Смирнова, в прошлом Дуня, до сих пор была известна как сценаристка («Дневник его жены») и ведущая программы «Школа злословия». Ее первая режиссерская работа «Связь» представляет собой адюльтерную драму и прослеживает типичную историю двух любовников, у которых есть семьи. Когда об их романе догадываются в семьях, обоим становится дискомфортно, и они расстаются – на время или навсегда.

В «Эйфории» Ивана Вырыпаева, где речь тоже идет о супружеской измене; но если Смирнова изображает адюльтер как городскую обыденность, то у Вырыпаева он приобретает характер природного катаклизма (герои живут в степи), который заканчивается неотвратимой смертью любовников. Большое жюри «Кинотавра» наградило Вырыпаева специальным призом, а Смирнову – призом за лучший дебют, хотя ее лента скорее телевизионна, нежели кинематографична.

Кандидаток на приз за лучшую женскую роль, по общему мнению, было две – Рената Литвинова, сыгравшая в фильме Балабанова женщину, умирающую от рака крови, и Анна Михалкова в «Связи». Жюри отдало предпочтение Литвиновой, но кинопресса была, пожалуй, на стороне Михалковой.

Зато почти не было разногласий относительно лучшей мужской роли – большинство называло дебютанта Александра Яценко, сыгравшего совершенно разные характеры – предприимчивого самодеятельного дизайнера в «Мне не больно» и рабочего парня в «Свободном плавании», которое вслед за «Магнитными бурями» Вадима Абдрашитова возрождает социальное кино вместе с «рабочей» темой.

Конкуренция за главные награды «Кинотавра» была серьезной. Основными претендентами на победу были «Живой» Александра Велединского и «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. Оба фильма показывают героев и вместе с тем жертв времени. У Велединского это солдат, вернувшийся с чеченской войны с призраками погибших товарищей за спиной, у Серебренникова – юноша, участвующий в следственных экспериментах в роли жертвы, плавно перетекающей в роль убийцы. Картины очень разные, но стилистически и содержательно необычные и проникнутые болью за героев – только в работе Велединского эта боль открыта, а в работе Серебренникова спрятана под маской цинизма.

Велединский получил приз за лучший сценарий, Хлебников со «Свободным плаванием» – за лучшую режиссуру, а Серебренников – за лучший фильм. Жюри, отметив радикальный эксперимент Серебренникова, пожалуй, вышло за свои рамки. Особенно, если учесть, что в самом начале фильма герой демонстративно заявляет: «Русское кино – в ж...», делая исключение только для Федора Бондарчука. Не случайно председатель жюри Рустам Ибрагимбеков, оглашая результат, выглядел смущенным и ссылался на подавляющее во всех смыслах этого слова большинство жюриоров.

"