Posted 13 июня 2005,, 20:00

Published 13 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Триумф бедных родственников

Триумф бедных родственников

13 июня 2005, 20:00
XVI Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» завершился триумфом фильма Павла Лунгина «Бедные родственники», завоевавшего Гран-при, приз за лучший сценарий, приз за лучшую мужскую роль и специальное упоминание за женскую роль. Свою долю почестей получили также Никита Михалков (главная роль в «Статском советнике»),

Из-за того что Алексей Учитель изменил Сочинскому фестивалю с Московским, отдав ему свой фильм «Космос как предчувствие», «Кинотавр» почти до самого конца шел без фаворита, который мог бы устроить всех, а не только критиков. Последним было из чего выбирать: «4», «Удаленный доступ», «Требуется няня», «Первые на Луне».

Лидер конкурса обнаружился лишь в последние дни в лице «Бедных родственников» Павла Лунгина с Константином Хабенским в главной роли обаятельного мошенника Эдуарда. Герой подыскивает фиктивных близких американским и израильским евреям, увезенным из России в бессознательном возрасте. Плутовская трагикомедия – редчайший гость в нашем кино: на память приходит разве что «Золотой теленок» Швейцера, так что обновление жанра приятно. Приятно и то, что эпизодическую роль рабочего еврея Яши в этой смешной и трогательной картине феерически сыграл недавний гость «НИ» Сергей Гармаш. Менее приятно, что нашлись ретивые христиане, которые усмотрели в одном из эпизодов (где монструозный мэр города подвешивает Эдуарда к потолку в позе распятого) чуть ли не иудейскую вылазку и кощунственное отношение к кресту и Христу. То, что рядом с Иисусом распяли двух разбойников и «распятие» Эдуарда следует соотносить с этим обстоятельством, верующих не смутило, хотя в таком случае любое пугало огородное может рассматриваться как издевательство над Сыном Божьим.

Первой подвела итоги фестиваля Гильдия киноведов и кинокритиков, приз которой выглядел как миниатюрная (в масштабе 1:100) копия первого в мире слона, родившегося, как показали недавние изыскания наших палеонтологов, в России около 100 тысяч лет назад. Слон достался фильму Алексея Федорченко «Первые на Луне». Это парадокументальная картина, рассказывающая о том, как русский космонавт в 30-е годы впервые в мире достиг спутника Земли. Учитывая, что лента столь же правдива, как предыдущее сообщение о происхождении слонов, вручение этой награды представляется вполне логичным.

Самое удивительное, что стилизованному под документ розыгрышу Федорченко многие верили, несмотря на заведомую невозможность такого полета при тогдашнем уровне науки и техники, а также невзирая на сознательно допускаемые авторами «проколы», и верили вплоть до финальных титров, где перечисляются исполнители всех до единой ролей.

К слову, я никак не мог предположить, что в число этих доверчивых людей попадет великий и ужасный Алексей Герман. Он где-то вычитал, что критики устроили кинопроцесс века над фильмом «4» и настрочил в «Московские новости» письмо, в котором обвинил журналистов в попытке вернуться в 1937 год. При этом знаменитый режиссер даже не подозревал, что судьей на этом шутливом процессе была его верная подруга, издательница «Энциклопедии новейшего российского кино» и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, которой фильм «4» нравится не меньше, чем ему самому.

Председатель большого жюри Галина Волчек сдержала свое обещание судить по совести и по законам искусства. Главный приз «Кинотавра» был по справедливости вручен «Бедным родственникам». Награды получили также другие участники этой картины: сценарист фильма Геннадий Островский (приз имени Григория Горина за лучший сценарий) и Константин Хабенский, поделивший приз за лучшую роль с Никитой Михалковым (сыгравшим в «Статском советнике»). Непрофессиональная 95-летняя актриса Эстер Горентен, сыгравшая у Лунгина старую еврейку, удостоилась специального упоминания наряду с 5-летней Ирой Шиповой в фильме Ларисы Садиловой «Требуется няня».

Специальный приз жюри достался радикальному эксперименту Ильи Хржановского и Владимира Сорокина «4», обвиненному ортодоксами в пропаганде «эстетики безобразного» и продаже за границу искаженного образа родины. Приз за лучший дебют увез с собой в Екатеринбург Алексей Федорченко («Первые на Луне»).



Галина Волчек: «В кино не бывает мужского и женского тенниса»

– Галина Борисовна, почему вы не присудили никому приз за лучшую женскую роль? Разве не достойно исполнение Мариной Зубановой роли злодейки-няни в фильме Ларисы Садиловой?
– Марина – моя бывшая студентка, и я ее очень люблю. Но мы сочли, что лучшая женская роль, которую мы хотим отметить, должна быть сыграна на том же блистательном уровне, на котором сыграли мужчины – Михалков и Хабенский, а роль Зубановой классом ниже. Мы, кстати, поспорили об этом с Никитой Сергеевичем. Он считает, что в актерской профессии есть «мужской теннис» и «женский теннис», и это несравнимые вещи, но я с ним не согласилась. У меня есть планка, и если роль ниже ее, то она не может рассчитывать на столь престижную награду, как приз «Кинотавра».
– А другие кандидатки?
– Мы думали об Оксане Фандере и Марии Мироновой в «Статском советнике», но отклонили их по той же причине, а также потому, что у них роли второго плана.
– Вам, наверно, было непросто присудить специальный приз столь одиозному фильму, как «4»?
– Вовсе нет. У нас подобралось очень хорошее жюри. Мы, естественно, спорили, но в то же время легко приходили к общему решению, потому что не были ангажированы посторонними соображениями. Мы понимали, за что даем призы. Этот молодой режиссер Хржановский проявил то, что мы назвали творческой дерзостью. Я бы даже сказала, проявил дерзость, переходящую в наглость. Но это явно талантливый человек, и хорошо бы, чтобы опыт и возраст помогли ему разобраться со своим талантом. Пройти мимо его работы было бы глубоко неверно.
– Что вы можете сказать о фильме Садиловой, который тоже выделяется из ряда, но почти ничего не получил?
– В нем много актуального и достоверного и действительно есть необычный женский образ, но, к сожалению, отсутствуют важные причинные связи. Поэтому мы сочли возможным отметить в нем только роль девочки, которую замечательно исполнила Ира Шипова.

"