Posted 14 мая 2018,, 05:06
Published 14 мая 2018,, 05:06
Modified 7 марта, 17:01
Updated 7 марта, 17:01
Екатерина Барабаш, Канны
Первое – это мировая премьера документального фильма Вима Вендерса «Папа Франциск. Человек слова», второе - мировая же премьера фильма иранского режиссера Джафара Панахи «Три лица». За эти два фильма можно простить Каннам и ливень, и очереди на фильмы, и переполненные автобусы.
Панахи – известный диссидент, в 2010 году приговорённый к шести годам заключения за оппозиционную деятельность. Сейчас Панахи уже на свободе, на загранпаспорта ему не выдают, поэтому все триумфы, овации и восторги на крупных фестивалях случаются без присутствия автора. А пустые кресла с именем режиссеров на пресс-конференциях, кажется, становятся традицией крупных фестивалей и роднят Россию с Ираном.
Его фильм «Три лица» - на первый взгляд незатейливый роуд-муви с детективной начинкой, поездка самого Панахи с актрисой Бехназ Джафари (оба тут играют самих себя) в поисках правды. Бехназ получает видеоролик, на котором незнакомая девушка жалуется, что семья выдала её замуж, а ей хочется учиться на актрису. Она рассказывает, что много раз пыталась звонить актрисе, чтобы та помогла ей, но безрезультатно. В отчаянии девушка сует голову в петлю, и – конец ролика. Что случилось в итоге? Режиссер с актрисой едут в родную деревню девушки, чтобы выяснить судьбу несчастной. Что-то вроде «Путешествия из Петербурга в Москву», только перенесенное в современный Иран. В остальном – то же. Патриархальный уклад жизни, женщины в роли домашнего скота, беднота. Кажется, время остановилось. В это остановившееся время врывается столичный ветерок, принесенный героями. И оказывается, что надо повнимательнее посмотреть – и тогда увидишь, что даже здесь, в отсталых патриархальных оконечностях мира, правят бал женщины. В них режиссер видит и древнюю мудрость, и новые надежды.
Все время хочется сравнивать Панахи с нашим Серебренниковым. Удивительно, что именно у этих двух людей, лишенных свободы, становится такой ощутимой свобода внутренняя. И «Лето», и «Три лица» - не только тематически фильмы о свободе, но они буквально дышат вольным духом, несут упоительный запах свободы.
Так же свободен и герой фильм Вендерса – Папа Римский Франциск. Полтора часа понтифик то беседует с камерой один на один, то режиссёр следует за ним в его путешествиях к страждущим. Вот Франциск в тюрьме омывает ноги заключенному и целует их. Вот он выступает перед членами американского Конгресса, где говорит об опасности ядерной войны. Вот он в детской клинике обнимает и целует обреченных детишек. Понтифик – везде, где плохо, где трагедии, слезы, потери. Он словно возвращает нас к тем временам, когда священство только нарождалось и ревниво исполняло свою прямую и единственную функцию – помогать людям.
Франциск объясняет, что бог – это свобода. Уверяет, что художники – апостолы красоты. Доказывает, что чувство юмора делает человека прекрасным. В общем, ничего особо нового и выдающегося. Истины, отлично известные тем, кто любит задумываться чаще раза в месяц. Но люди в зале плачут. Интересно – почему? Все по разным причинам. Католики – потому, что у них есть такой Папа. Православные – от того, что у них такого пастыря нет и в ближайшем будущем не будет. Атеисты – потому что Франциск понятен любому атеисту. Агностики – наверное, по той же причине.
А Вим Вендерс – большой мастер и остроумный художник – умеет одним кадром сказать все, на что другой извел бы километры пленки. Вот папа едет в своей «папамобиле». В белом одеянии. Камера – у него за спиной. Мы видим, как под ветром развевается белая моццетта – короткая белая накидка на плечах у Папы. В какой-то момент словно теряешь связь с реальностью и представляешь себе, что это – крылья ангела…