Posted 13 мая 2015,, 21:00

Published 13 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Кларнетист Артур Назиуллин

Кларнетист Артур Назиуллин

13 мая 2015, 21:00
В свои молодые годы Артур Назиуллин уже успел закончить не только Московскую консерваторию, но и Высшие школы музыки в Любеке и Берлине, стать обладателем престижных наград, посотрудничать с оркестром «Виртуозы Москвы», оркестром под управлением Евгения Светланова, а также с немецкими, португальскими, турецкими и швейц

– Артур, не кажется ли вам, что людей сейчас сложно привлечь на классическое музыкальное представление, потому что публике нужно шоу?

– Я с этим не соглашусь. Я очень часто выезжаю за рубеж, и если оценивать публику именно по возрастному критерию, то наша публика намного моложе. В наших концертных залах, не только столичных, но и региональных, темпы развития и популяризация классической музыки сейчас очень позитивны, стало модно посещать классические вечера. Поэтому, что касается публики – мы выходим на новую планку, и это не только мое мнение, это мнение большинства артистов, которые связаны с широкой концертной деятельностью.

– Мне довелось видеть трансляцию берлинской «Оперы под открытым небом», публика там разношерстная, по-моему, это пример того, что классика – это абсолютно для всех.

– Совершенно верно, но у меня есть и аргумент в защиту нашей страны. Я родом из Республики Башкортостан, там уже несколько лет подряд проходят концерты классической музыки в формате open air. Выделяется грант главы региона, который выигрывает тот или иной оркестр, и в столице республики организуются концерты. В Уфе концерт под открытым небом собирает ежегодно около 12 тысяч зрителей. Уфа, конечно, не Берлин, но в любом случае миллионный город, и когда из миллиона 12 тысяч приходят на концерт классической музыки, то это победа. Такого же плана концерты проходят и в Татарстане, их делает Госоркестр Татарстана под управлением нашего большого друга Александра Сладковского. Этот формат во многих регионах набирает силу. Естественно, он заимствован у Европы, но это же хорошо, это ведет за собой подъем культуры, пропаганду не только классической, но и просто хорошей музыки широкому зрителю, и это замечательно.

– В Москве этот формат более чем прижился, на Патриарших прудах уже прошло несколько концертов из программы «Музыка на воде»…

– В Москве ежегодно проводится большое количество концертов в этом формате, чего стоит только концерт в рамках «Пасхального фестиваля» Валерия Гергиева на Поклонной горе, проводимый ежегодно в преддверии 9 Мая, который собирает огромное количество людей, а главное, что на него приходят наши ветераны, победители в Великой Отечественной войне… Повторю, во многих регионах есть потрясающие проекты, и я безумно горд тем, что наша страна развивается в этом плане достойными темпами.

– Сравнивая региональные и столичные концертные залы, скажу, что в первых чаще можно встретить родителей с детьми, которых «привели на классику», во вторых же публика обычно искушенная…

– Я очень люблю разную публику, люблю играть для неискушенной публики, но не потому, что у них другие критерии оценки музыканта. И мне очень нравится «цеплять» города, в которых 100 или 50 тысяч населения, совсем маленькие города, где есть всего одна музыкальная школа, но там работают святые люди! Они всем жертвуют, работают практически «за так» и при этом творят чудеса, отдают ученикам все, чтобы они пошли дальше. И людям в таких городах всегда интересно, когда кто-то приезжает, просто кто-то относится к этому с большим энтузиазмом, а кто-то с меньшим, но равнодушия я не встречал. Такому контакту с обычной простой публикой я отвожу огромную роль в своей жизни – это очень важно.

– Интересно спросить вас о детских музыкальных конкурсах, которых сейчас множество. Как вам кажется, юных музыкантов они «мобилизуют», держат в форме или, напротив, вредят им, мешают творчеству?

– Положа руку на сердце, скажу, что конкурсы в большом количестве пагубно влияют на учеников. Это не только мое мнение, но и мнение многих моих коллег. О каких конкурсах может идти речь, когда ребенок учится в детской музыкальной школе? Он по-хорошему может сыграть две-три ноты, а его начинают таскать по конкурсам, с заезженной программой, сыгранной по сто раз. Я считаю, что конкурсы не всегда помогают уровню исполнительства. Конечно, они должны быть, но подход к делу не мешало бы сделать более избирательным, а еще конкурсы не должны становиться критерием оценки работы преподавателя и успешности ученика. На мой взгляд, идеально было бы отправлять учеников музыкальных школ на один конкурс в год, каждый раз – с новой программой. Сейчас же их часто отправляют каждый месяц на новый конкурс с одной и той же программой, и музыкального развития не происходит. Конкурсов, действительно, огромное количество, но от этого страдает качество.

– В жюри вас часто приглашают?

– Да, я достаточно часто бываю в жюри. Буквально недавно мы сидели в жюри Открытого детского конкурса сольного и ансамблевого исполнительства «Мы помним славную Победу», который проводится Департаментом культуры Москвы и Московской музыкальной духовой школой имени Блажевича. Кстати, таких узкоспециализированных школ, где учатся только исполнители-духовики, в нашей стране крайне мало. Играли замечательные дети, и обстановка была прекрасной, но и там мы обсуждали момент, о котором говорили только что. В жюри был профессор Владимир Докшицер из Академии Гнесиных, и с ним мы завели разговор о том, что конкурс для ребенка, который еще только созревает как музыкант и только-только начинает делать осознанные шаги, представляет некую опасность. Его возят туда-сюда, не понимая, что есть опасность этого музыканта потерять.

– Артур, не возникало ли у вас мыслей придумать свой конкурс или создать свой фестиваль?

– Во мне уже не первый год живет эта идея, и я надеюсь, что когда-нибудь я ее реализую. Это конкурс для исполнителей на духовых инструментах. Изначально я его планировал в своем родном регионе. В начале октября я уже традиционно провожу свои благотворительные акции, но конкурс в этом месяце проводить нельзя. Октябрь еще близок к школьным каникулам, это важно учитывать, ведь дети есть дети. Конечно, хочется создать свой фестиваль-конкурс, на который можно будет позвать своих коллег, и очень хочется поддерживать юных исполнителей. Но пока что я делаю ежегодную премию для молодых дарований «Созвездие» и благотворительный тур, и, может быть, в этом году у меня получится провести серию мастер-классов и творческих встреч. Когда я в 2013 году делал благотворительные концерты, я не имел времени пообщаться с молодыми музыкантами. Вспоминая себя маленьким ребенком, скажу, что когда кто-нибудь приезжал с концертом, то это была огромная радость, но когда есть возможность пообщаться, задать вопросы, посмотреть на музыканта поближе – это еще полезнее.

"