Рус
Eng
Парад каннских ветеранов

Парад каннских ветеранов

14 мая 2014, 00:00
Культура
ЕВГЕНИЯ ТИРДАТОВА, Канны
Сегодня французской картиной «Принцесса Монако» Оливье Даана открывается 67-й Каннский кинофестиваль, фильмы конкурсной программы которого представляют собой настоящий парад ветеранов главного мирового киносмотра.

Пробиться сквозь мощный заслон каннской элиты на этот раз не удалось почти никому. Похоже, что только двоим – американцу Беннетту Миллеру с фильмом «Охотник на лис» и аргентинцу Дамиану Шифрону с картиной «Дикие истории». Все остальные – это в основном многократные номинанты на Золотую пальмовую ветвь или ее лауреаты, которые как раз успели со своими новыми картинами к очередному Каннскому фестивалю.

Кен Лоуч – с фильмом «Зал Джимми», рассказывающим о политическом активисте Джимми Грэлтоне, депортированном из Ирландии в 1930-е годы. Братья Дарденны – с социальной драмой «Два дня, одна ночь» с Марион Котийяр в роли служащей, которая всеми силами пытается с помощью мужа (Оливье Гурме) сохранить свое рабочее место. Отец французской «новой волны» Жан-Люк Годар – с размышлениями на тему некоммуникабельности людей в современном мире («Слова, прощайте!»).

Не впервые будут подниматься по Каннской лестнице турок Нури Бильге Джейлан («Зимняя спячка») и мавританец Абдеррахман Сиссако, бывший вгиковец («Тимбукту»)…

Россию в конкурсе представляет драма Андрея Звягинцева «Левиафан» с Алексеем Серебряковым в главной роли. В картине снимались также Владимир Вдовиченков и Елена Лядова. Библейские мотивы послужили здесь основой для современной истории о человеке, чья нормальная жизнь внезапно рушится под ударами судьбы. Андрей Звягинцев, так же, как и Сергей Лозница, чей документальный фильм «Майдан» включен в каннские спецпоказы, – давно уже «свой» в Канне (Звягинцев показывал здесь «Изгнание» и «Елену», Лозница – «Счастье мое» и «В тумане»).

Так что звездному режиссерско-актерскому жюри во главе с обладательницей каннской «Пальмы» Джейн Кэмпион («Пианино»), включающему в себя Кароль Буке, Гаэль Гарсию Берналя, Виллема Дефо, Софию Копполу, Цзя Чжанке, Николаса Вингинг Рефна, предстоит ответить на вопрос вопросов: кто лучше? Эгоян или Кроненберг? Кен Лоуч или Майк Ли? Годар или Асссаяс?

Конечно, даже в этой «области известного» нас могут ждать неожиданности. Например, Майк Ли, автор остросоциальных фильмов на современную тему, созвучных соцреализму Кена Лоуча, на этот раз показывает костюмный фильм о жизни и творчестве английского живописца Уильяма Тернера, которого играет Тимоти Сполл («Уильям Тернер»). Канадец Дэвид Кроненберг, автор супернатуральных триллеров-ужастиков, выразит на экране свой взгляд на Голливуд и его роль в современной западной культуре («Звездная карта»).

Мишель Хазанавичус, чья романтическая комедия «Артист», снятая в стилистике немого кино, стала украшением Каннского фестиваля 2011 года, представляет на этот раз драму «Поиск», ремейк одноименного фильма Фреда Циннемана 1948 года, действие которого перенесено в современную Чечню.

Каннский фестиваль, который всегда стремится соблюдать баланс в разных сферах, на этот раз его явно нарушает. В конкурсе, состоящем из восемнадцати лент, ни одного дебюта. Сплошь режиссерский истеблишмент. Лишь две картины сняты женщинами-режиссерами («Все еще вода» Наоми Кавасе и «Чудо» Аличе Рорвахер). И это при сегодняшнем буме женского кино во всем мире.

Что касается географического баланса – уж он совсем далек от совершенства. Шесть фильмов (включая фильм открытия – «Принцесса Монако» Оливье Даана с Николь Кидман в роли Грейс Келли, кинозвезды и принцессы, байопик «Сен-Лоран» Бертрана Бонелло, «Слова, прощайте!» Годара, «Зильс-Мария» Оливье Ассаяса, «Поиск» Мишеля Хазанавичуса и «Тимбукту» Сиссако) представляют страну-хозяйку. Три – Канаду («Пленница» Атома Эгояна, «Звездная карта» Кроненберга и «Мамочка» Ксавье Долана), которая никогда не входила в состав фестивальных лидеров. Азиатское кино представлено лишь одной японской лентой – «Все еще вода» неоднократной каннской лауреатки Наоми Кавасе, итальянское, немецкое, испанское – вообще не представлено.

Обращает на себя внимание и необычно скромное американское участие в каннском конкурсе. Помимо вышеупомянутого «Охотника на лис», это только «Местный» актера и режиссера Томми Ли Джонса, драма из времен освоения Дальнего Запада.

Недостаток американских звезд на Каннской лестнице, конечно же, восполнят звезды европейские – Моника Беллуччи («Чудо»), Гаспар Ульель, Жереми Ренье и Леа Сейду («Сен-Лоран»), Марион Котийяр («Два дня и одна ночь») и многие другие.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter