Posted 13 мая 2009,, 20:00

Published 13 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Путешествие натуралистов

Путешествие натуралистов

13 мая 2009, 20:00
Спектакль «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу уже больше месяца играют на зрителях, но официальную премьеру постановки Евгения Писарева приурочили к открытию фестиваля «Черешневый лес». В рамках этого фестиваля стоит еще одна мхатовская премьера – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по Бомарше в постановке Константи

Идея вернуть в афишу МХТ «Пиквикский клуб» Чарльза Диккенса вполне вписывается в общую «стратегию возвращения»: так появилась «Белая гвардия» и «Лес», «Господа Головлевы» и «Последняя жертва», «Кабала святош» и «Тартюф». Тем более что постановка «Пиквикского клуба» 1934 года к сценическим шедеврам (какими, к примеру, были «Женитьба Фигаро», «Белая гвардия» или «Господа Головлевы») отнюдь не принадлежала. То был режиссерский дебют Виктора Станицына. Крепкий, но отнюдь не звездный актерский состав: роль Президента суда и вовсе сыграл не профессионал – писатель Михаил Булгаков, вызвавший восторг Станиславского. Однако в ходе репетиций, как отмечает Виталий Виленкин, актеры влюбились в чудаковатых созданий Диккенса и увлеклись алогизмом поведения злосчастных и милых путешественников-пиквикистов, отправившихся наблюдать жизнь и обретших счастье. Скромный эксперимент, задуманный для Малой сцены, вырос в один из самых ярких по ансамблю и весело-живых спектаклей сцены большой.

Постановка 2009 года изначально предназначалась для большой сцены и задумывалась как кассовая. Художником был приглашен Зиновий Марголин (оформивший в прошлом сезоне широкоформатного «Конька-Горбунка»). Пиквика сыграл маститый Александр Феклистов, а в роли его слуги Сэма Уэллера вышел мхатовский Гамлет – Михаил Трухин. Джингля отдали медийному Юрию Чурсину. Режиссером спектакля стал Евгений Писарев, уже несколько лет являющийся своего рода «дежурным по апрелю» Художественного театра – главным специалистом по комедиям. Словом, команда была собрана впечатляющая, и все фотоанонсы с забавным двухэтажным английским красным автобусом в натуральную величину, на котором вольготно разместились действующие лица, только усиливали счастливые предвкушения.

Увы, надежды оказались тщетными: «Пиквикский клуб» в МХТ – досадная неудача практически всех: режиссера, художника, актеров. Автобус, так эффектно смотрящийся на фотографиях, оказался почти непригодным как игровая площадка и в основном используется лишь как деталь фона. Прекрасный актер Александр Феклистов, казалось, умеет любой картонный персонаж превратить в объемную фигуру. Однако изумительный сэр Пиквик (одно из лучших созданий Диккенса) в его исполнении удручающе монотонен и однообразен. Из всего богатства красок, отпущенных писателем мистеру Джинглю, Юрий Чурсин использует только краску бесконечной самовлюбленности, причем перебарщивает так, что начинает казаться, что это не черта образа, а свойство самого исполнителя. Интереснее и разнообразнее других играет бенефисную роль Сэма Уэллера Михаил Трухин, но и он играет далеко не вровень собственному дарованию.

Успех принято считать детищем всего театрального коллектива. За неудачу по обычаю отвечает режиссер. Евгений Писарев с первой постановки стал любимцем публики и критики. Режиссеры, умеющие ставить веселые комедии, постановщики, чувствующие ритм и радость сценической игры, – редкость в любые времена, а в наше – и вовсе вымершая порода. Вкус, интеллигентность, грация, обнаружившиеся уже в первой постановке «Одолжите тенора» Евгения Писарева, казались обещанием прекрасного будущего. Однако пока путь молодого режиссера идет отнюдь не по восходящей. Чем дальше, тем больше он кажется заложником собственного амплуа – «человека, который умеет делать кассовые и при этом непротивные постановки». На «Пиквикском клубе» стала очевидна нехватка общих идей, без которых Диккенс сводится до уровня третьеразрядной комедии. Заметна нехватка постановочных умений. А главное – отсутствие (или неиспользование) способностей к объединению исполнителей в целостный ансамбль, где партнеры слушают и слышат друг друга. В «Пиквикском клубе» каждый исполнитель играет сам по себе, кто во что горазд. И это страшнее, чем затянутость ритма, однообразие интонации, масочная одномерность образов.

Недостатки спектакля лежат на поверхности. Но как корь на коже, они свидетельствуют о болезнях весьма серьезных. Театру стоит очень внимательно отнестись к этой постановке, потому что, если из ошибок не извлекать опыт, они грозят повторением.

"