Posted 13 марта 2012,, 20:00

Published 13 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:39

Updated 8 марта, 05:39

Попробуй отыщи

Попробуй отыщи

13 марта 2012, 20:00
Фестиваль «Фотобиеннале-2012» набирает мощные обороты. Открылась одна из его хитовых выставок, явно рассчитанная на широкого зрителя, – проект «Человек-невидимка» художника Лю Болиня. Фотокартины китайца, обласканного западными музеями и галереями, обучают зрителей, как, не прибегая к химии и физике, превратиться в нев

Если кто-то и спасет современное искусство от злопыхателей, так это герои-художники типа Лю Болиня. Перед их работами сердца оттаивают даже у закоренелого реалиста и поборника холста-масла. Это такой детский праздник среди серых будней концептуализма, аттракцион художественной щедрости в эпоху фотошопа. Если говорить совсем грубо и просто – фокус-покус для глаз с ловкостью рук.

Суть проекта такова – мы видим какой-нибудь вид (пейзаж, стену с граффити, интерьер), который на первый взгляд ничем не примечателен. Но если присмотримся, то заметим, что на его фоне стоит художник. Просто вся его фигура – от ботинок до кончиков волос – раскрашена так, что на фото полностью сливается с окружением. Сказать честно, Болиню никогда не удается «исчезнуть» в пространстве полностью: на одних снимках вдруг «высовываются» ботинки, на других – лицо, на третьих цвет комбинезона не совпадает с цветом «задника». Но сам факт, что создается иллюзия человека-хамелеона без всякой техники, – чисто живописно – зрителям внушает детский восторг.

И художник, кажется, сам подыгрывает нашему пристрастию к цирку. Одно дело – раствориться на фоне стены. А попробуй исчезнуть на фоне императорского дворца в Запретном городе. Пожалуйста – оцените. А слабо превратиться в невидимку среди полок супермаркета? Да запросто – попробуй отыщи. И уж совсем «смертельный номер» – раствориться на фоне сидящего или стоящего человека.

В Москве, за день до вернисажа в Мультимедиа Арт музее господин Болинь провел еще один перформанс с исчезновением. И теперь вся арт-тусовка столицы в курсе, как это происходит. Если кратко, то делается все следующим образом: сначала создается снимок огромного разрешения с художником в чистом комбинезоне на фоне какого-то пейзажа (в нашем случае это была книжная полка). Потом – фотография того же вида (уже без художника), из которой вырезается человеческий силуэт. Затем помощники-живописцы начинают переносить на комбинезон и лицо Лю Болиня те цвета и линии, что на первом снимке остались закрытыми его фигурой (зато видны на вырезанном силуэте). Завершающий этап – раскрашенный Болинь встает на четко отмеченное место. Щелчок – фокус завершен.

Все это очень смахивает на восточную страсть к чисто дизайнерским обманкам, к виртуозности исполнения мельчайших деталей, к медитативной декоративности. Но для того чтобы попасть в западные галереи и музеи, требуется «социальная подкладка». Вот так и начинаются всякие инсинуации насчет того, что болиниевские перформансы – тоже форма социального протеста. Иллюзионист по мере сил подыгрывает кураторам: вот он снимается на фоне красного флага (типа, китаец, лишенный лица в государственной общности), а вот растворяется на фоне полицейского (кто об этом не мечтает!). Но, будем откровенны, о политике тут думаешь меньше всего – все больше о шоу и фокусах.

В Европе, между прочим, всегда существовала традиция таких визуальных «кунстштюков». Самый банальный пример, конечно, – портреты Арчимбольдо XVI века (изображения людей, сложенных из предметов и природных объектов). Живописцы издревле лелеяли мифы о том, что зрители перестают отличать реальность от изображенного на картине (типа, птицы залетали в мастерскую клевать нарисованный виноград). В наше время, когда того, что делает Лю Болинь, можно достичь несколькими щелчками компьютерной мыши, суть искусства для многих сводится к этой совершенно непрактичной эквилибристике с краской. Впрочем, иногда и галерейному посетителю нужно шоу, куда можно зайти с друзьями вместо вечеринки.

"