Posted 13 марта 2012,, 20:00

Published 13 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:39

Updated 8 марта, 05:39

Любовь, похожая на стон

Любовь, похожая на стон

13 марта 2012, 20:00
После ухода Елены Яковлевой из «Современника» спектакль «Пять вечеров» не появлялся в афише с июня прошлого года. С репертуара снят не был, но и актриса на роль Тамары долго не находилась. Кроме того, вслед за своей супругой труппу покинул и Валерий Шальных, игравший роль инженера Тимофеева, а следовательно, спектакль

На сцену «Современника» Евгения Симонова выходит не в первый раз – в минувшем сезоне исполнила здесь одну из главных ролей в спектакле «Враги: история любви». Причем ее органичная, блистательная игра абсолютно точно вписывается и в актерский ансамбль, и в стилистику «Пяти вечеров»... Сергей Гармаш (Ильин), Шамиль Хаматов (Слава), Полина Рашкина (Катя), Лиля Азаркина (Зоя) и упомянутый выше Александр Кахун (Тимофеев) – относятся к разным поколениям артистов и уж тем более к разным школам сценической игры, однако в этом спектакле все они существуют на равных. Есть нечто общее, что их объединяет. Понимаешь это не сразу, но в какой-то момент спектакля в игре каждого из них едва заметным ореолом проступает второй план – страшное лицо отгремевшей войны.

«Пять вечеров» – одна из немногих советских пьес, ставшая мировой классикой. В ту пору, когда от советского драматурга требовалось, чтобы герой пьесы менялся, мужал, перебарывал душевные порывы, повышал производительность труда, – Александр Володин сделал ход конем и оставил за кулисами все эти атрибуты соцреализма. Из речей персонажей явствует, что всем этим они занимались до начала действия и, вероятно, займутся после. Но в самой пьесе стихия напряженной душевной жизни захватила их целиком. Сейчас их волнует не производительность труда, не учеба и не продвижение по службе, а возможность говорить о непреходящих, вечных ценностях. Например, о постоянной потребности человека в любви, о стремлении к ней, об умении ждать, не размениваясь на случайное.

Несмотря на то что при Ефремове «Пять вечеров» уже шли в репертуаре «Современника» (тогда роль Тамары играла Лилия Толмачева), режиссера-постановщика Александра Огарева и худрука театра Галину Волчек интересовала в новом спектакле ни стилизация и не притягивающее всех ретро – они взяли в руки старую советскую пьесу и прочли ее как классическую – почти как чеховскую. Они погрузились в мир автора, в его слова, чувства, предчувствия. В итоге восторженно-счастливое сталинское время всплывает из небытия – словно переводная картинка проступает на сцене «Современника» вместе с убогой обстановкой коммунальных квартир, исковерканной советскими передовицами речью рядовых людей и, главное, с немыслимо высокими чувствами, над которыми нынешнее поколение может только иронизировать.

Тамара, мастер фабричного цеха, член партии и потому почти уже не женщина. На производстве воспитывает юных работниц, которых «непонятно чему учили в институте», дома ведет шефство над своим племянником Славой, оставшимся в войну без родителей. Строгая и мужественная, принципиальная и непреклонная, она вдруг меняется в одночасье, встретив свою довоенную любовь – Ильина. Причем Евгения Симонова играет Тамару типично советской женщиной – из тех, какие в тяжелую минуту вместо библии читают письма Маркса. Эту книгу она и сунет Славке, застав его ночью на кухне с хамоватой телефонисткой Катей. На эту книгу сошлется и в беседе с Ильиным. У Тамары чистый, лирический тон. Такой открытый и такой доверчиво-беззащитный, что сердце замирает от жалости и страха при мысли о том, как переносила она невзгоды войны. Но особенно ей сочувствуешь в тот момент, когда гордый Ильин из-за своих принципов («не пара мы с ней») внезапно оставляет Тамару и уходит в неизвестном направлении. Как органично меняется Евгения Симонова, превратившись из строгой отличницы производства в ранимую, трогательную женщину, решившуюся взять в руки свою нескладную судьбу.

"