Posted 13 марта 2006,, 21:00

Published 13 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Юбилей за стеной

Юбилей за стеной

13 марта 2006, 21:00
Как показывает опыт, лучший повод наладить музейную жизнь в нашей стране – найти юбилейную дату. Именно так и поступили в Кремле: сотрудники музеев во главе с Еленой Гагариной громогласно обнародовали указ царя Александра I от 1806 года о бдительном сохранении ценностей в Оружейной палате и решили, что настало время ши

Когда только появились сообщения о 200-летнем юбилее, журналистов и посетителей настоятельно просили не путать Музеи Кремля с собственно Кремлем, где находится президентская администрация и метафорическое «сердце родины». Между тем эта путаница возникает постоянно и не случайно. Во-первых, в кремлевских музеях постоянно ощущаешь, что находишься в «режимном учреждении». Шаг влево, шаг вправо – страшный окрик охранника. Во-вторых, сам стиль празднеств – напыщенно-имперский, словно и не было ХХ века с его переоценкой самодержавия и царского наследия. Пора уже как-то скорректировать страстное умиление перед царскими регалиями и коронационным золотом. Но самое главное – все это до боли знакомо, словно читаешь сто раз заученный учебник истории, просто картинки поярче и почетче.

На форуме профессионального сайта «Музеи России» по поводу юбилеев Кремля имеется примечательное сообщение: «Полагаю, что многие из нас были в Кремле однажды когда-то прежде. И мысль, что в Кремль можно ходить, как в Третьяковскую галерею, не приходит. Юбилей – это для музейных сотрудников, а простые посетители никакого празднования и не заметили».

В пресс-службе Музеев Кремля критику отвергают. Как заверили обозревателя «НИ», юбилей готовился именно для посетителей, а проход на выставку «Российские императоры и Оружейная палата», которая только что открылась сразу в двух залах (в Успенской звоннице и в отреставрированной палате Патриаршего двора), вполне доступный, по общим билетам и в отличие от засекреченного Алмазного фонда безо всякой предварительной записи. Именно эта экспозиция стала основным праздничным приношением. Насколько она интересна и соответствует дате – другой вопрос.

Тема юбилейной выставки – цари и Оружейка – выбрана далеко не случайно: именно с царями и императорами кремлевские сотрудники связывают время своего расцвета, а с советской властью (особенно с 1920-ми годами) – разорения. Специально, чтобы напомнить о преступлениях советских чиновников, из Англии доставили бриллиантовые украшения Екатерины II, проданные на аукционе «Кристис» в 1927 году.

На новой экспозиции из фондов Оружейной палаты перед зрителем предстает галерея русских императоров XVIII–XIX веков с их личными драгоценными предметами. В Патриаршей палате выставлены реликвии, обладателями которых были царские особы от Петра I до Павла I. Здесь имеется восковой барабан, захваченный во время Полтавской битвы, и скромный мундир Петра, серебряные туфли Екатерины Второй, парадная амуниция Елизаветы Петровны и, наконец, самый дорогой экспонат – усыпанная драгоценностями корона Анны Иоанновны. После осмотра первого зала становится понятным, чем была Оружейная палата Кремля – эдаким семейным складом дорогих вещей, которые показывали, что император – больше чем человек, что даже его обыденные вещи (посуда или перья для письма) полны ритуального и государственного смысла. В Успенской звоннице, помимо личных вещей государей (от Александра I до Николая II), попутно показано, как власть заботилась о кремлевских музеях. Именно в XIX веке в Кремль стали поступать не только драгоценные штуковины, но и исторические реликвии. Например, корона Екатерины II, от которой остался только каркас без украшений – зато эта корона заменила собой древнерусскую Шапку Мономаха.




Кремлевская охрана получила новую форму цвета морской волны

"