Posted 13 февраля 2014,, 20:00

Published 13 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

Микеланджело был нечист на руку?

13 февраля 2014, 20:00
Микеланджело был нечист на руку?

Несмотря на всю спорность и отсутствие доказательств, книгам, подобным «Подделки в искусстве: История современной страсти» историка искусств Тьерри Ленана, обеспечен как минимум коммерческий успех. В этом смелом прогнозе нет ничего удивительного, потому что автор обвиняет в мошенничестве не кого-нибудь, а самого Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело, уверяет Тьерри Ленан, был не только знаменитым живописцем и скульптором, но и не менее ловким мошенником. Пользуясь своим талантом, он рисовал копии известных картин, которые, естественно, было трудно отличить от оригинала, и затем подменял их.

Тьерри Ленан раскрывает некоторые приемы великого живописца. Налет старины, например, он создавал при помощи дыма.

Одной из афер Микеланджело якобы была замена эстампа немецкого живописца, рисовальщика и гравера Мартина Шонгауэра, на которой был изображен Святой Антоний. Итальянец сделал такую блестящую копию эстампа на полотне, что ее было невозможно отличить от оригинала. Как происходила сама подмена, остается только догадываться. Очевидно, Микеланджело брал картины у их владельцев, чтобы нарисовать копию, а затем возвращал не оригинал, а эту самую копию.

Стопроцентным мошенничеством в современном понимании этого слова назвать то, что делал Микеланджело, пожалуй, нельзя, потому что картины он крал не для продажи, а для себя.

«Он восхищался этими оригиналами за их высочайшее качество, – цитирует Independent выступление Тьерри Ленана на фестивале истории искусств VIEW, который прошел в Лондоне с 7 по 9 февраля, – и очень хотел иметь их в своей коллекции».

Автор скандальной книги утверждает, что копии прославили Микеланджело и помогли ему сделать успешную карьеру.

Справедливости ради следует заметить, что к копиям и подделкам в эпоху Ренессанса относились не так, как сейчас. В более поздние времена подделки перестали быть произведениями искусства, как при жизни того же Микеланджело, а превратились исключительно в средство получения наживы. Со времен Ренессанса же и до XVIII века копии… приветствовали, а тех, кто их создавал, хвалили не меньше авторов оригиналов.

К книге Тьерри Ленана можно было бы отнестись, как к сенсации, если бы это было первое обвинение Микеланджело в мошенничестве и в том, что он рисовал подделки. Существует исторический анекдот, впрочем, не исключено, что это быль. Еще при жизни Микеланджело ходили слухи, что он в 1496 году сделал точную копию древнеримской статуи Спящий Купидон. Затем он зарыл свою статую на какое-то время в землю и нанес несколько царапин и дефектов для придания античного вида. Когда все было готово, молодой гений при помощи посредника продал ее под видом, естественно, древнеримского оригинала кардиналу Риарио за приличную сумму.

"