Posted 12 декабря 2007,, 21:00

Published 12 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Преодолеть отчуждение

Преодолеть отчуждение

12 декабря 2007, 21:00
В Москве завершился шестой фестиваль немецкого кино. Нам показали десять полнометражных игровых фильмов, два документальных и два с лишним десятка студенческих короткометражек. Из них следовало, что кинематографисты Германии трудятся в последние годы над социально-семейно-личностными вопросами, проблемами исторической

Немецкий кинематограф предстал довольно традиционным. Впечатление такое, что в Германии, Италии, Франции и других странах Западной Европы художественные открытия чаще встречаются в фильмах выходцев из стран Азии и Африки, чем в картинах «коренных» режиссеров. Такого мнения придерживается, в частности, один из самых известных германских режиссеров Фолькер Шлендорф. Нелестно отозвавшись о получившей «Оскар» «Жизни других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка («Картина хитро и расчетливо использует все штампы времен «холодной войны»), он сказал, что лучшие в современной Германии фильмы снимает турок Фатих Акин.

Сам классик представил свою новую картину «Ульжан» по сценарию знаменитого Жан-Клода Карьера, где речь идет о немце, который приезжает в Казахстан и находит там новую любовь и новую для себя философию жизни. Точно так же в советском кино городской интеллигент приезжал в село, чтобы полюбить простую трактористку и набраться вековой мудрости у деревенского старика или старухи. Но, поскольку в Германии города слились с деревнями, и «дорф» без стакана шнапса не отличишь от «штадта», немцам в тех же целях приходится забираться гораздо дальше – в Центральную Азию.

Фатих Акин в Москву, увы, не приехал, однако Шлендорф был прав. «На другой стороне» (приз Канна-2007 за лучший сценарий) – произведение не столь крутое, как предыдущая работа Акина «Головой об стену», но в чем-то более тонкое. Одну из главных ролей – немки, которая находит в себе силы вызволить из турецкой тюрьмы не очень симпатичную ей турецкую радикалку, подругу и любовницу своей погибшей дочери – в нем замечательно сыграла Ханна Шигула, немецкая звезда 70-х («Замужество Марии Браун»). Преодоление понятного и естественного отчуждения между людьми и есть главная тема картины, отраженная и в другой сюжетной линии, связанной со сводным братом турчанки, который в конце фильма примиряется со своим отцом.

То, что социальное явление под названием «дедовщина» связано с любой обязательной военной службой, наглядно продемонстрировала картина Урса Эггера «На границе». События происходят в армии ГДР на немецко-немецком рубеже в 1974 году. Все, как у нас – офицеры-«держиморды», сержанты-садисты и весь набор издевательств, включая надевание противогаза на голову с закупориванием дыхательной трубки. Интересно другое – что современная западноевропейская молодежь, не знающая этих прелестей, подчас готова ратовать за «призывную» армию, которая кажется ей более демократичной (!), чем контрактная.

О славном прошлом немецкого кинематографа напомнил документальный фильм «Эрнст Любич в Берлине», посвященный одному из самых талантливых германских режиссеров, после эмиграции сделавшему блистательную карьеру в Голливуде – пожалуй, даже более яркую, чем Фриц Ланг, Фридрих Мурнау или Эрик фон Штрогейм. Элегантные и искрометные комедии Любича («Ниночка», «Быть или не быть» и другие) давно вошли в золотой фонд мирового кино и ничуть не постарели – «Ниночка», в частности, и по сей день остается одной из лучших комедий, высмеивающих «хомо советикусов».

Украшением немецкой программы стали два альманаха короткометражек, обнаруживших незаурядную фантазию молодых авторов. Таков, к примеру, фильм «Видео 3000», где герой приобретает видеопроигрыватель с пультом, который управляет внешним миром – позволяет его останавливать, откручивать назад, перематывать вперед и делать еще кое-что чрезвычайно заманчивое, о чем читатель может догадаться сам. Ничуть не хуже «L.H.O», в котором переиначивается историческое событие (убийство Кеннеди) и случай творит будущее. Или «Отпрыск», где женщина выращивает идеального ребенка… в цветочном горшке и сталкивается с неожиданными, но очень реальными побочными эффектами.

К сожалению, буйное воображение начинающих режиссеров, попадая в колею «взрослого» кинопроизводства, часто сникает, и много обещавшие дебютанты из мустангов превращаются в рабочих лошадей рутинного кинопроцесса. Смотреть на это всегда печально, но, по-видимому, такова жизнь.

"