Posted 13 ноября 2019,, 14:26

Published 13 ноября 2019,, 14:26

Modified 7 марта, 15:29

Updated 7 марта, 15:29

Догадайтесь, кто убийца

Догадайтесь, кто убийца

13 ноября 2019, 14:26
Каждую среду известная писательница Анна Берсенева, не пропускающая ни одной новинки, знакомит нас с книгами, которые, по её мнению, нельзя не заметить в общем потоке.

Анна Берсенева

…Мне очень мне интересно: а напишут ли рецензенты о детективном романе Дарьи Дезомбре «Сеть птицелова» (М: Эксмо. 2019)? Они ведь только тогда заметили, что наше население поголовно читает Бориса Акунина, когда вышла уже его шестая (!) книга.

Вот и у Дезомбре это роман как раз шестой – так не пора ли обратить внимание на то, что в современной беллетристике есть такой автор и что он пишет захватывающе и тонко? Не говоря уже о том, что «Сеть птицелова» должна быть немедленно экранизирована на радость зрителям – правда, для этого требуется нормальная, а не монополизированная экономика, в том числе и кинопроизводство, - что, конечно, не про нас. Но не пора ли, коль скоро так, хотя бы громко сообщить умному любителю беллетристики: «Вот твой автор!». Ведь для этого не требуются масштабные инвестиции, только любопытство и живой интерес к чтению…

А интерес этот Дарья Дезомбре удовлетворяет вполне. Еe новый детектив обладает всеми качествами, которыми и должно обладать произведение этого жанра - убийства, ложные линии и улики, виртуозно упрятанные намеки, динамичная интрига; ну, впрочем, каждому любителю детективов известен этот список. Я сама - может, и не самый проницательный любитель, но притом довольно-таки искушенный, - догадалась не раньше главной героини, кто на самом деле убийца.

Героиня же, рыжеволосая княжна Евдокия Липецкая, тоже отвечает известным канонам жанра: обладает сильным характером при заурядной внешности («рот слишком велик, подбородок остер»), заняться расследованием ее вынуждает моральный долг, а любопытство и порядочность делают бесстрашной. Читатель эти каноны узнает за версту, но всегда относится к ним благожелательно. Впрочем, этот самый читатель может свою благожелательность и утратить, если выяснится, что автор лишь холодно следует канонам, от чего они сразу превращаются в банальные штампы.

Но, сразу предупреждаю, сказанное – не про Дарью Дезомбре, холодности в ее письме нет совершенно. И это тем более интересно и даже удивительно, потому что как автор она многократно и подчеркнуто отстраняется от происходящего в тексте. Вот, например, пока брат Евдокии, молодой князь Алексей Липецкий, едет в полк, чтобы выступить против армии Наполеона, автор замечает:

«Есть нечто странное, почти неестественное в доверии человека миру, который, казалось, не дает на то никаких оснований. Откуда берется в нас эта счастливая бездумность, эта уверенность в порядке вещей, в незыблемости цивилизации? Неужели, задаем мы себе снова и снова бессмысленный вопрос, и накануне катастрофы наши предки не чувствовали угрюмой поступи рока за спиной? В июне 1941-го? В июне же - 1812-го? Мы смотрим на умиротворенные лица на акварелях позапрошлого века, смеющиеся - на черно-белых фотографиях века прошлого. «Бегите! - стучим мы в непроницаемые стекла времени. - Спасайтесь! За вами - девятый вал, он раздавит вас, не оставив ничего живого!» Но они не слышат нас. А тем временем за нашей собственной спиной набирает глухую силу следующая волна... Алексей с дядькой своим, Фомичом, добрались до Вильны за день до вхождения неприятеля».

Подобных авторских отстранений в романе так же много, как и литературных аллюзий (скажем, небо над полем боя - куда ж без него), и центонов, понятных хорошо образованному читателю, но и не мешающих образованному похуже. А уж всяческих подробностей исторического быта, вроде тех, когда дворняги слизывают сало с тележных осей на рыночной площади, в усадебном саду Липецких цветут бенгальские розы, а княгиня одета за чаем в шалоновый капот - вообще не счесть.

Но хотя без таких подробностей в этой книге не обходится ни одна страница, у меня ни разу не возникло ощущения перебора. При том что всем авторам известна эта коварная ловушка: исторический материал собирать всегда интересно, но стоит дать слабину, как он погребет под собой и сюжет, и героев, и сам детективный жанр…

Но всё это, опять-таки, не про Дарью Дезомбре - вкус ей не изменяет на протяжении всей книги. Интересны и мотивы убийств, и кружевная косынка-фишю, и любовь между русской княжной и наполеоновским офицером. Словом, в ее книге всё интересно, буквально всё.

Дезомбре, безусловно, удалось то, о чем она говорит в послесловии:

«Высокая литература призвана заполнять лакуны, раздвигая границы того, что способен выразить наш бедный язык, обозначая тончайшие оттенки переживаемого опыта... Но литература жанровая служит не менее высокой цели - она сострадает человеку. Иногда ... нам нужна просто передышка, чужая история внутри собственной головы».

Так вот - я рада, что впустила придуманную ею историю в свою голову.

"