Posted 12 ноября 2010,, 21:00

Published 12 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

«Давайте издадим антологию всем миром»

«Давайте издадим антологию всем миром»

12 ноября 2010, 21:00
В октябре поэт Евгений Евтушенко рассказал со страниц «Новых Известий» о том, что издание его пятитомного труда «Десять веков русской поэзии» получило недостаточную финансовую поддержку от государства и потому выйдет в свет мизерным тиражом. Тогда же он предложил читателям «НИ» высказать свои предложения: как должен по

Газета ежедневно получает множество откликов в поддержку труда Евтушенко. На этой неделе к акции присоединился и лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, который предложил объединиться всем деятелям культуры и издать книгу самостоятельно, поскольку «у нас прямо ответственные за это дело организации вопрос решить не могут».

Андрей МАКАРЕВИЧ, музыкант

– Я считаю, что Евгений Александрович занимается подвижнической деятельностью. По-моему, даже излишне говорить о том, что такая антология в библиотеках нам сегодня необходима. Глядя на то, что происходит вокруг, насколько фантастически падает уровень и культуры, и образования, просто разводишь руками! Я удивляюсь, что такой нужный и такой уникальный проект до сих пор не нашел стопроцентной поддержки со стороны государства. В конце концов, это не такие большие деньги. Речь идет не о строительстве космического корабля или нового танка, а об издании книги! Это гораздо дешевле. Я знаю многих людей, весьма образованных, которые на эти деньги у нас завтракают. Поэтому я хочу обратиться ко всем, кто слышит: давайте издадим книгу всем миром, если у нас организации, прямо ответственные за это дело, не могут решить этот вопрос. Я понимаю, что Евгению Александровичу очень трудно, потому что самое унизительное – это кого-то о чем-то просить, даже если просишь не для себя, все равно такое ощущение, будто для себя. Так вот, я прошу за него. Я призываю всех, кто в состоянии этот проект поддержать, помочь в издании антологии.

Игорь ВОЛГИН, писатель и историк:

– «Пока существует такой язык, как русский, – говорил Бродский, – поэзия неизбежна». Слава богу, русский язык еще жив и относительно здоров. Но опасности, грозящие ему, вполне очевидны. Первыми могут исчезнуть (и уже исчезают!) стихи. («Стихи вздор-с, – резонно утверждал Смердяков. – И если бы мы стали все в рифму говорить, хотя бы даже по приказанию начальства, то много ли бы мы насказали-с?») Затем рушится сама стиховая память. И наконец, прерывается звук. Для русской культуры это равно катастрофе.

Евгений Евтушенко пытается спасти нас от «глухоты паучьей». От нашествия забвения. Соединяя под сводами своей антологии сотни поэтических имен, разного достоинства и таланта (а нынешние молодые люди не знают даже поэтов первого ряда – таких, как Межиров, Слуцкий, Соколов), он с наивностью и отвагой Дон Кихота тщится тронуть наши сердца – в надежде, что они еще не вполне очерствели. Он хочет показать нам, как мы безмерно богаты и как могли бы распорядиться всем этим богатством. Не знаю, какой потребен для этого тираж, но антология, помимо прочего, должна быть справочной книгой и стоять в открытом доступе в каждой библиотеке (в том числе сельской). Ибо поэзия, собственно, и есть подлинная энциклопедия русской жизни.

Евтушенко просит не для себя. Инвестируя деньги в его проект, государство инвестирует в собственное будущее. Конечно, можно жить по принципу «после нас хоть потоп», но тех, кто этому следует, девятый вал может накрыть гораздо раньше.

Мандельштам однажды заметил, что «онемение» двух, трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории». Евгений Евтушенко делает все, чтобы не дать осуществиться этой не самой веселой перспективе.

Олег ЧУХОНЦЕВ, поэт:

– Авторские и поэтические антологии у нас в отличие от европейско-американской традиции, где составление их дело почетное и престижное, – явление редкое, удача здесь наперечет. И антологии, посвященной десяти векам развития собственно поэзии, включая и современную, я не знаю вообще. И то, что один человек, а не научный коллектив, Евгений Евтушенко, поэт, взявшийся на этот раз за дело изыскателя и составителя, довел свой двадцатипятилетний труд до печати, вызывает восхищение и оторопь. Для того чтобы антология эта стала фактом национальной и духовной жизни, нужно одно – наша посильная поддержка. Страна у нас большая, а время трудное. Не только для стихописцев, но и для стихолюбов. Не все могут себе позволить приобрести подобное издание в личное пользование, но если его приобретут библиотеки, антология будет работать, и будет работать весь корпус тысячелетней русской поэзии.

"