Posted 12 октября 2004,, 20:00

Published 12 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Многоразовый гроб

Многоразовый гроб

12 октября 2004, 20:00
Вчера в Центральном доме художника открылся главный отечественный конкурс–фестиваль профессиональных фотомастеров «Интерфото». В отличие от многих других смотров (Фотобиеннале или «Серебряная камера») здесь представлены работы фоторепортеров, чьи снимки лишь по прошествии времени рассматриваются как произведения искусс

Каждый год конкурс «Интерфото» проходит сразу по трем номинациям: «Повседневная жизнь», «Люди», «Новости». В этом году из почти пяти с половиной тысяч фотографий жюри выбрало два десятка лучших репортажей и главный снимок, который получит Гран-при. Лучшей фотографией признан «Гроб многоразового использования» Юрия Козырева, снятый в Багдаде 31 марта 2003 года. Козырев нашел жесткую (если не сказать жестокую) метафору братской могилы – гроб с кровавыми пятнами готовят к повторному использованию после штурма города: быстрая, бессмысленная смерть и поспешные похороны. Под стать лучшей фотографии и снимок, занявший первое место в номинации «Новость», – «Теракт у гостиницы Националь» Анатолия Жданова. Одна из самых страшных журналистских зарисовок: где-то под ногами милиционеров валяется оторванная голова пострадавшего. Можно было бы возмутиться участием в конкурсе подобных кадров – все-таки есть предел фотоцинизму, ведь изображение отрубленных конечностей всегда действуют шокирующе. Но Жданов выстроил кадр таким образом, что сцена приобрела почти библейское звучание: оторванная взрывом голова лежит на земле, словно отсеченная голова Иоанна Крестителя. Таким образом – это реквием по невинно пострадавшим.

На фоне взрывов, революций (фоторепортаж о перевороте в Грузии занял второе место в разделе «Новости») и национальных катаклизмов (кадры из лагеря чеченских беженцев в номинации «Новости») острее воспринимаются человеческие истории. Именно в этом жанре (трагедия человека) сделан лучший фотопроект года – серия Михаила Джапаридзе «Спасение шахтеров в Новошахтерске»: фотограф выхватывает лица с выражением пережитого ужаса.

Рядом с этим репортажем висят эффектные зарисовки из русской бани в Риге (первое место в разделе «Повседневная жизнь»). В такой развеске как раз и проявляется ирония современного постсоветского быта: вот грязных и измученных шахтеров с черными лицами вытаскивают из-под завалов, и тут же рядом русские мужики в Прибалтике моются в старорежимной парилке. Одна из лучших серий выставки – новосибирская зарисовка Евгения Иванова «Мой друг уличный музыкант» (первая премия в номинации «Люди»). Богемный персонаж, пьющий шампанское в грязной ванной, голышом играющий классику на рояле и зарабатывающий песнями в переходах, – вечные отщепенцы, фрики были и в советское, и в нынешнее буржуазное время. Только тут и понимаешь – мало что меняется под российским небом: смерть ходит где-то поблизости, но и без нее тоска и печаль смертная. Судя по «Интерфото», постсоветское пространство – это территория неприкаянная, неоформленная, с нелепыми людьми, с неустроенным бытом и тенями высоких идей, не дающих нормально жить ее обитателям.

"