Posted 12 сентября 2013,, 20:00

Published 12 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:47

Updated 8 марта, 04:47

«Закат» в расцвете творческих сил

«Закат» в расцвете творческих сил

12 сентября 2013, 20:00
Лето и начало осени 2013 года надолго запомнятся поклонникам живописи благодаря трем находкам, связанным с творчеством Винсента Ван Гога. В частности, были обнаружены новая (если можно так сказать) картина и репродукция одной из самых известных работ голландского импрессиониста, а также прослежена судьба еще одного шед

В понедельник в Музее Ван Гога в Амстердаме представили новую картину прославленного художника. «Закат на Монмажуре» был найден давно, но лишь сейчас искусствоведы пришли к выводу, что это полотно принадлежит кисти великого голландского живописца. По словам Акселя Рюгера, директора музея, в котором выставлены 140 работ Ван Гога, такое случается лишь раз в жизни. По крайней мере, последнюю работу Винсента нашли в далеком 1928 году.

Как ни странно, но чаще всего ценные картины находят на… чердаках старых зданий. Так, «Закат на Монмажуре», как сообщает «Би-би-си», нашли под крышей одного из домов в Норвегии. Полотно размером 73х93 см признали подлинным после двух лет тщательного сравнения с другими работами Винсента Ван Гога и анализа красок и холста, а также благодаря письму художника брату Тео, в котором он рассказывает о пейзаже, написанном 4 июля 1888 года.

Хотя ряд деталей в письме и на полотне не совпадали, ранее считалось, что речь идет о «Валунах и дубе». Эту работу Ван Гог тоже написал в Арле в июле 1888 года, а хранится она ныне в Музее изящных искусств в Хьюстоне. И только сейчас удалось установить место, где был написан пейзаж с деревьями, найденный в Норвегии. Монмажур – старинное аббатство, расположенное на одноименном холме рядом с Арлем, в котором Винсент в то лето написал свои знаменитые «Подсолнухи» и ряд других известных картин. Развалины аббатства виднеются на заднем фоне картины.

Интересно, что музей Ван Гога признал «Закат на Монмажуре» подлинной лишь со второй попытки. В 1991 году сотрудники музея решили, что это подделка, главным образом на том основании, что художник почему-то не подписал картину.

Пейзаж с деревьями считался потерянным более ста лет. Сзади на холсте до сих пор сохранился номер – 180, под которым «Закат на Монмажуре» числился в коллекции картин Тео Ван Гога. В 1901 году полотно было продано и исчезло из поля зрения искусствоведов.

Коллекционером из Норвегии, на чердаке которого нашли картину, был промышленник и поклонник живописи Кристиан Мастад. Норвежец купил полотно по совету искусствоведа и реставратора Йенса Тийса в 1908 году. Роковую роль в судьбе шедевра чуть не сыграл французский посол в Швеции. Приехав в гости к Мастаду, дипломат заявил, что картина, скорее всего, подделка и не принадлежит кисти Ван Гога. Коллекционер так расстроился, что отнес пейзаж на чердак, где он и пылился много лет, вплоть до смерти Мастада в 1970 году.

Вновь открытая картина Винсента Ван Гога будет выставлена в амстердамском музее 24 сентября. Владелец «Заката на Монмажуре», имя которого не сообщается, передал ее музею Ван Гога на год.

«Закат на Монмажуре» не единственная находка, связанная с именем голландского художника. Американский историк искусств Мартин Бейли подтвердил свою славу одного из главных знатоков творчества Винсента Ван Гога. Автор книги «История шедевра Ван Гога», которая на днях появилась на прилавках магазинов, нашел репродукцию уничтоженного полотна с подсолнухами, а также проследил историю еще одной картины с ярко-желтыми цветками, принадлежащей кисти великого голландца.

К слову, о вангоговских подсолнухах мир заговорил 31 марта 1987 года, когда японский миллиардер Ясуо Гото заплатил почти 40 млн. долларов за «Вазу с 15 подсолнухами» на аукционе «Кристис» в Лондоне. Тогда это стало рекордом всех времен и народов. Правда, продержался он недолго. Уже в ноябре того же года за «Ирисы» кисти голландского живописца на нью-йоркском аукционе «Сотбис» заплатили без малого 54 млн. долларов.

Подсолнухи стали «главными героями» самого известного цикла Винсента Ван Гога случайно. В один из августовских понедельников 1888 года по какой-то причине к Ван Гогу не явились модели. В Арле в тот день дул сильный мистраль, поэтому художник решил остаться дома и нарисовать провансальские подсолнухи, которые тогда были в самом цвету. Ярко-желтые цветки в горшках предназначались для Поля Гогена, с которым дружил художник. Работал он быстро. К субботе он закончил четыре картины. Две из них сейчас находятся в лондонском и мюнхенском музеях. Одна из двух оставшихся – с пятью цветками – сгорела во время войны, а вторая – с тремя подсолнухами – с 90-х годов прошлого века находится в коллекции неизвестного поклонника живописи.

Собирая в архиве маленького японского музея материал для книги о Ван Гоге, Мартин Бейли нашел ранее неизвестную репродукцию «Вазы с пятью подсолнухами». Причем лежала она в папке с эскизами Сезанна.

Как выяснилось, оригинал натюрморта попал в Японию еще в 1920 году. Его купил японский бизнесмен Коята Ямамото за 20 тыс. иен. На публике картина выставлялась лишь дважды. В годы войны Ямамото, боясь бомбежек, решил спрятать дорогое полотно в подвале одного из банков Осаки. Однако банкиры от такой чести отказались, опасаясь, что высокая влажность повредит холст и краски. Ямамото пришлось оставить «Подсолнухи» в гостиной своего особняка. В ночь с 5 на 6 августа 1945 года район Ашийя, где он жил, подвергся массированному налету американской авиации. Дом вместе с «Подсолнухами» сгорел дотла. Считается, что тяжелая рама сыграла в судьбе картины роковую роль. Коята Ямамото, которому в то время было уже под 60, не смог вынести тяжелую картину из горящего дома.

Отличительной чертой найденных Мартином Бейли «Подсолнухов», как сообщает The Guardian, являются ярко-синий задний фон и особенно оранжевая рама, которая в конце XIX века встречалась на картинах крайне редко.

Что касается «Трех подсолнухов», историю которых проследил Бейли, то их тоже можно считать неизвестными, потому что последний раз они выставлялись в Огайо в далеком 1948 году. Тогда картину купил греческий судовладелец Георге Эмбирикос. В девяностые годы полотно было продано богатому коллекционеру, имя которого до сих пор держится в тайне. Известно только, что он поклонник Ван Гога и имеет в коллекции не одну картину голландского художника.

"