Posted 12 сентября 2006,, 20:00

Published 12 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Явление народу

Явление народу

12 сентября 2006, 20:00
Вчера в «Лужниках» состоялся многострадальный концерт Мадонны, который на момент подписания номера еще не был завершен. Помимо собственно концерта и редкостной суеты вокруг него, Москва получила в качестве «бонуса» выставку нью-йоркского фотографа Стивена Кляйна Madonna, открывшуюся накануне российского шоу. Именно Кля

В понедельник в Москве было два больших столпотворения. Первая очередь образовалась у храма Христа Спасителя, куда с Афона привезли чудотворные мощи Марии Магдалины. В то же самое время вторая страшная давка была устроена около галереи на Ильинке, где показывали свежий фотопроект нью-йоркского художника Стивена Кляйна, созданный при активном участии Мадонны. Два символа, два типа поклонения, два собрания реликвий. Но законы культа везде одни и те же – большая толпа, экзальтированные прихожане и впечатления, которые осчастливленные хотят передать потомкам («Я был и видел!»).

Поп-дива выступила главной моделью для четырех инсталляций Кляйна. Три темные комнаты на первом этаже галереи – это монументальные фотопроекции со звуковым сопровождением. Имеется еще отдельная серия снимков «Коридор» в цокольном помещении. Итак, в одной рекреации – «Йога» – Мадонна лежит в позе для медитаций, закинув ногу за голову, рядом с ней вибрирует повешенная на стену печенка, а в динамиках раздаются хлопки выстрелов. Другая композиция – «Послеполуденный отдых королевы»: на левой стороне экрана звезда стоит разодетая в барочное красное платье, на другой – она в одном корсете лежит на кушетке. Наконец, инсталляция «Мадонна и койоты» – это визуальный набор символов агрессии – женщина-кошка в садомазохистской маске, койот, горящее святилище и далее в том же духе. Наконец, «Коридор» – серия черно-белых снимков Мадонны с черной шевелюрой, в полуобморочном состоянии двигающейся по гостиничному коридору.

Стивен Кляйн ворвался в фотографию моды в 1990-е на волне «бунта против глянца». Именно тогда резко изменились параметры «модного снимка» – он стал эпатажным, жестким, авторским. Смазливых моделей в красивых нарядах сменили вычурные натурщицы, рок-музыканты и вообще всякого рода фрики и маргиналы, которые были и выразительнее, и, что называется, моднее. Кляйн быстро ухватил собственную нить эпатажа – он делал намеренно «неприглядные» фотосессии (например, обмазывал лицо Брэда Пита разноцветной краской, покрывал его толстым слоем мела), выявляя тайные страхи и комплексы поп-индустрии, помещая моделей в темную безвоздушную среду.

Как известно, работа со звездой (человеком с уже растиражированным обликом) требует от художника и ответственности, и смелости. Ведь здесь возникает искушение выскочить просто за счет имени – даже если бы Кляйн снимал Мадонну на паспорт, к нему бы пришли. Нужно предложить нечто большее, чем поза, чтобы съемка превратилась в арт-проект. Выставка Madonna балансирует где-то посредине между заказом и вдохновением: с одной стороны, это чистой воды «звездное» фото, созданное под определенный типаж «вечно неординарной примадонны». С другой – очень добротная авторская инсталляция, эффектный галерейный арт, который не стыдно показывать в качестве отдельного произведения (вне всякого тура и светской шумихи). Честь и хвала Кляйну, что он смог подбить Луизу Чикконе на визуальные эксперименты. Между прочим, другая знаменитая фотосессия Кляйна с Мадонной – там, где она позирует в конюшне с арабскими скакунами – куда как конъюнктурнее и попсовее.

На открытии проекта бомондную публику почти целый час держали у дверей галереи, не пуская вовнутрь и ожидая, по выражению устроителей, «главного VIP-гостя». После того как автомобиль Мадонны врезался в толпу, распивавшую шампанское, и суперстар прошмыгнула вовнутрь, побыв там минут шесть и выбежав назад, публика смогла все-таки увидеть искусство. Но по составу и по настрою гостей было понятно, что в галерею они заходят, увы, не ради Кляйна, а ради той благодати, что оставляют живые мощи поп-святой.

МАДОННА: ХРОНИКА АЖИОТАЖА


Вчера вечером, накануне московского концерта Мадонны, в районе «Лужников» растянулась очередь из обладателей билетов на концерт. Публику начали запускать около 17.00, хотя выход певицы был запланирован на 21 час (после полуторачасового разогрева в исполнении Пола Оакенфолда). При этом проносить на концертную площадку не разрешали напитки и даже цветы. Вопреки прогнозам, билеты на шоу не удалось распродать заранее, поэтому организаторы концерта в течение всего вчерашнего дня приглашали желающих к «Лужникам», где были организованы дополнительные кассы-автолавки.
К вечеру, помимо зрителей, в район стадиона стали стягиваться и противники концерта. Пятеро верующих – четыре женщины и один мужчина – с иконами в руках пытались вразумить посетителей молитвами и предлагали отказаться от просмотра шоу. По данным Интерфакса, они были задержаны и препровождены в 135-е отделение милиции. Группа православных радикалов разбросала листовки у входа на территорию спортивного комплекса, однако им удалось рассеяться в толпе. Ранее представители молодежного православного движения провели в центре города акцию под лозунгом «Мадонна, лети отсюда!».
Порядок во время концерта охраняли около 7 тыс. сотрудников милиции, с воздуха территорию «Лужников» патрулировал вертолет «Ми-8».

"