Posted 12 сентября 2005,, 20:00

Published 12 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Режиссер Иосиф Райхельгауз

Режиссер Иосиф Райхельгауз

12 сентября 2005, 20:00
Театр «Школа современной пьесы» открыл свой новый 17-й сезон. Как и прежде, в этом году «Школа» собирается отстаивать репутацию самого новаторского театра Москвы. О том, как коллектив будет это делать и что постановщиков-новаторов сегодня заставляет возвращаться к классике, в интервью «Новым Известиям» рассказывает худ

– Иосиф Леонидович, в прошлом сезоне вы пополнили свой арсенал спектаклей по чеховской «Чайке» опереттой (до этого были «Чайка»-комедия и «Чайка»-детектив). На ваш взгляд классика сегодня исчерпывает себя, и поэтому теперь остается лишь играть в Чехова?

– Если честно, я совершенно не сторонник постановки классики сегодня, хотя бы потому, что классику многие режиссеры предъявляют друг другу и критикам. Но ведь вся история мирового театра – это история современной пьесы. И шекспировский, и мольеровский театр, и театр Островского, и, конечно, чеховский далеко не устарели, но сегодня они должны быть современными – театрами современной пьесы. Как вы, наверное, заметили – именно это отражено и в нашем названии.

Поэтому-то после первой буквальной постановки «Антон Чехов. Чайка» я стал думать, как бы сюжет модернизировать, в каком контексте?! Поэтому в нашей последней «Чайке. Оперетке» мы с Вадимом Жуком (автором либретто) и Сашей Журбиным (композитором) перевели сюжет в сегодняшнюю жизнь и сегодняшних людей. Я вам больше скажу, мои студенты уже играют в ГИТИСе «Чайку» в кукольном спектакле, и это кажется занятным. «Чайка» становится такой технологической программой, полем для современных импровизаций.

– Мне хотелось бы понять, вы ищете в классическом тексте суть сюжета, выворачиваете его наизнанку, или наоборот – хотите ее завуалировать?

– Ни в коем случае. Суть достаточно ясна – мы хотим в этот сюжет просто поиграть со зрителем, не поднимать Чехова высоко, не ставить его на пьедестал памятником, а, наоборот, не лишний раз сказать, что он был человеком, живым человеком. И мы – живые. Поэтому можно иронизировать, можно играть серьезно. Можно – в жанре детектива, как у Акунина, можно сделать настоящую оперетку. То есть с Чеховым, на мой взгляд, можно вести нормальный диалог и играть в любые игры.

– Хотите сказать, что такой принцип подхода к классике вы закладывали с первых же дней создания своего театра?

– Тогда никаких особых манифестов не было. Просто, работая в очередной раз режиссером в «Современнике», я встретился с актером Альбертом Филозовым. И мы решили в свободное время репетировать полюбившуюся нам пьесу Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине». Это был 1969 год. Надо было пригласить актрису – появилась великолепная, обаятельная Любовь Полищук. Как-то случилось еще мне лететь в самолете с одной дамой – Мариной Дружининой из Союза театральных деятелей, а она и говорит: «Что-то вы не молодой уже, вам бы надо чем-нибудь руководить. А я ей и отвечаю: «Да я не руководить хочу, а создать!» Вот так все и сошлось.

– В таком случае, как собираетесь продолжать традиции театра. Поскольку сегодня открытие нового сезона, расскажите, что... или во что вы и ваши артисты будете играть в новых постановках?

– Мы планируем выпустить в этом сезоне три спектакля. Первой премьерой станет «Бабий дом» по пьесе молодого автора Александра Демахина. Следующая экспериментальная работа – спектакль «Нет слов», в котором будут продолжены поиски в русле «психологического театра», начатые у нас Гришковцом в «Городе» и «Записках русского путешественника». Новый спектакль не имеет драматургического текста. Нет ни художника-постановщика, ни художника по костюмам. Даже музыка будет идти в зависимости от импровизации персонажей. В основе спектакля – студенческий этюд. Премьера запланирована на декабрь. Наконец, третья работа театра – современная французская пьеса «Оскар и Розовая Дама» в постановке режиссера нашего театра Михаила Али-Хусейна. В главной роли – Татьяна Васильева.

– И все-таки, вы не боитесь, что «Театр современной пьесы» когда-нибудь назовут «несовременным»? В чем секрет актуальности в наше время?

– Думаю, главное в нашем театре – это дружба и то, что у нас получился союз единомышленников. Сбитый коллектив, я уверен, основа долгой жизни театра. Ну и свежая кровь, конечно, всегда полезна. Ведь в разные годы через «Школу» прошла вереница известных актерских имен. Тут и Ирина Алферова, кстати, блестяще пародийно сыгравшая на открытии нынешнего сезона чеховскую Аркадину, и Наталья Андрейченко, и Татьяна Васильева, и Людмила Гурченко, и Алексей Петренко, и Валентина Талызина, и Ольга Яковлева, и Нина Шацкая, когда-то прекрасная Маргарита на Таганке. Думаю, все у нас будет неплохо получаться и в дальнейшем.

"