Posted 12 сентября 2004,, 20:00

Published 12 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Новая эпоха российского телевидения

Новая эпоха российского телевидения

12 сентября 2004, 20:00
В среду РБК-ТВ отмечал в Гостином дворе год с начала своего вещания. Политики, бизнесмены и телевизионщики поднимали тосты за здравие и говорили о том, как бизнес-канал изменил российское медиапространство.

Появление РБК-ТВ лишний раз подтверждает, что, как и весь мир, наша страна идет по пути создания нишевых телеканалов. По данным TNS Gallup Media, в 2003 году в России насчитывалось 16 каналов, имеющих статус «федеральных» и «сетевых», и почти половина из них так или иначе специализируется на профильных передачах: новостных, развлекательных, спортивных, музыкальных, культурных, образовательных.

Уникальность РБК-ТВ в том, что это новостной телеканал в прямом смысле этого слова: выпуски «Новостей» выходят каждые полчаса, выпуски «Рынков» – каждые 40 минут, количество прямых эфиров ежедневно доходит до 70 в день. «Мы понимали, что делаем такое ТВ, которого прежде в нашей стране не было, – говорит генеральный директор РБК Юрий Ровенский. – Конечно, мы принимали во внимание то, что есть на Западе в этой области, но при этом делали такой канал, который необходим России. Мы чувствуем себя первооткрывателями».

Новый формат вещания потребовал использования всех тех технических возможностей, которые может на сегодняшний день предложить телерынок. РБК-ТВ может похвастаться такими технологиями, которых нет ни у одного российского канала. Так, например, в десятке крупных банков и инвестиционных компаний были установлены удаленные камеры, позволяющие выходить финансовым аналитикам в прямой эфир прямо со своего рабочего места. «Появление первого тотально информационного канала, безусловно, ускорит появление конкурентов в этом секторе, – отмечает руководитель PR-службы Rambler Иван Засурский, - и с этой точки зрения РБК-ТВ является катализатором развития ТВ в этом сегменте».

Через год после начала вещания РБК-ТВ стало ясно, что его программы оказали серьезное влияние на всю территорию российского телевидения. Как с появлением канала «Культура» стали появляться или усиливаться культурологические программы на нашем телевидении, так и с появлением РБК-ТВ федеральные телеканалы стали больше уделять времени экономическим новостям. Увеличилось общее количество телевизионной экономической информации, начали говорить о положении на рынках. Экономические блоки появились в выпусках утренних новостей. Кроме того, некоторые каналы взяли на вооружение стилистику РБК-ТВ. Деловой телеканал, чтобы выдать как можно больше информации, активно использует тикеры и бегущую строку. Сегодня бегущая строка стала обычным явлением на многих телеканалах.

Наконец, благодаря РБК-ТВ наше телевидение нашло язык, который соответствует современной экономической реальности. «Считаю, что умение рассказывать людям доступным языком о рыночных отношениях – одно из главных достоинств РБК-ТВ», – отметил президент АК «Транснефть» Семен Вайншток.

Разумеется, о востребованности экономической информации лучше всего говорят цифры. К концу первого года вещания смотреть РБК-ТВ имеют возможность около 40 млн. человек. Программы РБК-ТВ с удовольствие берут для ретрансляции операторы кабельной и эфирной связи в 13 российских городах-миллионниках и еще в двух десятках промышленных и деловых центров страны. РБК-ТВ вещает в странах СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия) и Прибалтики. Но еще важнее то, что теперь общество и власть имеют возможность услышать мнение российского делового сообщества. «Телеканал делает обсуждение важнейших вопросов публичным. На Западе к этому уже давно привыкли, но для России это новое явление», – считает Доминик Гуалтиери, управляющий директор «Альфа-Банка».

Наконец, создатели РБК-ТВ показали, как можно сделать телевидение прибыльным проектом. Частному телевидению в нашей стране всего 15 лет: первым независимым коммерческим проектом считается телеканал «2х2». И слишком много за эти годы было у нас разочарований: вспомните хотя бы «споры хозяйствующих субъектов» вокруг ТВ-6 и НТВ. Судьба этих проектов заставляла сомневаться в том, что в России возможен успешный частный телеканал общефедерального значения. Как считает Манана Асламазян, вице-президент Национальной Ассоциации Телерадиовещателей, «после истории с НТВ и ТВ-6 владельцы телекомпаний поняли: если они зависимы от власти, они уязвимы. Всюду в мире, где есть серьезные капиталы, частное ТВ – очень прибыльное дело. А там, где денег нет, телевидение становится средством пропаганды». К концу прошлого года бизнес-ТВ принесло медиахолдингу РБК более 5,6 млн. долларов (около 12% от общей суммы доходов). По итогам первого квартала 2004 г., РБК-ТВ принес $3,5 млн. доходов (к концу года, как предполагается, доходы составят $16 млн.).

Наконец, появление РБК-ТВ не могло не отразиться на рекламном рынке. Деловое ТВ претендует на определенного рекламодателя, предлагая ему самую состоятельную часть телевизионной аудитории. Ядро аудитории РБК-ТВ – тот самый средний класс, те 10% населения России, на чью долю, по подсчетам Госкомстата, приходится 30% доходов. Это те, кто может себе позволить приобретать недвижимость, делать дорогие покупки, путешествовать. Другими словами – золотое дно. Аналитики инвестиционных компаний ожидают, что в ближайшие годы РБК продемонстрирует один из самых высоких показателей роста выручки среди крупных российских компаний – в среднем на 18% в год. По их мнению, основным фактором роста выручки станет телевизионный проект РБК-ТВ.

"