Posted 12 августа 2015,, 21:00

Published 12 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:35

Updated 8 марта, 03:35

Герой на финише

Герой на финише

12 августа 2015, 21:00
Прошедший сезон раскачивался постепенно, зато обрел долгое дыхание. Важные события на этот раз происходили даже в августе, когда театральная жизнь, как правило, замирает.

Начало было отмечено концертом звезд танца в Кремлевском дворце. Этот жанр традиционно любим публикой – за возможность «пробежаться» по достижениям мирового балета. Закончился сезон любопытным «Героем нашего времени» в Большом театре: три новеллы Лермонтова с тремя Печориными, мировая премьера. За нее спасибо композитору Илье Демуцкому, хореографу Юрию Посохову и режиссеру Кириллу Серебренникову. Еще одна (но малоудачная) новинка Большого – вымученный и претенциозный «Гамлет» на музыку Шостаковича – тоже результат тандема режиссера (Деклан Донеллан) и хореографа (Раду Поклитару). В Большом театре, увы, редко шли (либо вообще исчезли с афиши, что неправильно) большие классические балеты: «Раймонда», «Баядерка», «Корсар», «Эсмеральда»… Да и две балетных премьеры за сезон в главном театре страны – не густо.

Столько же новинок показал Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Обе принадлежат известным иностранным хореографам: «Татьяну» поставил Джон Ноймайер, а вечер балетов Джерома Роббинса – представители фонда, ведающего его наследием. Результат оказался перекрестным: среднего качества сюжетный спектакль по «Евгению Онегину» труппа станцевала неплохо, а великолепного, но на две трети бессюжетного, музыкального Роббинса – с переменным успехом.

Не единожды радовала публику замечательная балерина Наталья Осипова. С лондонским партнером Стивеном МакРеем она участвовала в «Жизели» Большого театра и сделала рядовой спектакль совершенно нерядовым. Недавно Осипова поразила проникновенной и, как всегда у нее, неповторимой «Жизелью» на сцене Музыкального театра вместе с Сергеем Полуниным. А с Иваном Васильевым и с британским танцовщиком Эдвардом Уотсоном балерина феерически выступила в проекте «Соло для двоих», посвященном современному балету. Проект напомнил о важности непосредственной работы артиста с хореографом, который ставит танец, исходя из личности исполнителя. Именно поэтому Васильев предстал неожиданным Моцартом в талантливом балете Владимира Варнавы «Моцарт и Сальери».

Диана Вишнева отметила 20-летие карьеры, исполнив в Большом театре классику, и провела очередной фестиваль «Контекст», где балерина пытается развивать российский современный танец. На фестивале «Бенуа де ла данс» обозначились старые проблемы: слабое знакомство публики с номинантами, поскольку система визуального «оповещения» не совсем отлажена, а сами номинанты часто не доезжают до Москвы, предпочитая получать – или не получать – награду заочно.

В балете «Москва» вновь заявил о себе один из старейших мастеров современного танца Александр Пепеляев – удачным спектаклем «Кафе «Идиот» (танцуют герои Достоевского). В этой же компании, явно переживающей творческий рост, были показаны два добротных спектакля голландского производства – «Эрос» и «Минос», на стыке классики и неклассики, исполненные классической частью труппы. Увиденный в программах «Золотой маски» (и награжденный ею) «Экспонат – пробуждение» – пластическая инсталляция – расширил представления о движенческом спектакле наших дней.

Несмотря на кризис, довольно насыщенной, местами захватывающе интересной, была гастрольная афиша. В Москве побывала труппа британского хореографа Акрам-хана с ритуальной постановкой «В сознании Игоря» (посвящено Стравинскому и его «Весне священной»). Восторги публики снискал проект «Короли танца», в рамках которого выступают известные танцовщики из лучших мировых балетных компаний. Великая балерина Сильви Гиллем приехала на Чеховский театральный фестиваль, чтобы несколькими одноактными балетами проститься с российскими поклонниками – к их ужасу, она заканчивает сценическую карьеру. Запомнился гастрольный балет «Цветоделика» в постановке Вячеслава Самодурова: спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета создан нетривиально мыслящим хореографом, способным сказать что-то новое на языке, казалось бы, давно замолчавшего классического танца. Интереснейшие опусы хореографов Пола Лайтфута и Соль Леон, показанные на гастролях великолепной труппой Нидерландского театра танца, заставили порадоваться, что в следующем сезоне эта творческая пара поставит балет в Большом театре.

И невозможно не вспомнить печальное событие: мы простились с великой балериной Майей Плисецкой. После ее ухода не оставляет ощущение, что мировой балет потерял ведущую опору.

"