Posted 12 августа 2012,, 20:00

Published 12 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:33

Updated 8 марта, 05:33

Соревнования на клавишах

12 августа 2012, 20:00
Один из авторитетных музыкальных смотров – XVII Международный конкурс пианистов Paloma O’Shea Santander, проходивший на севере Испании, – завершился без сенсаций: вторую премию (20 тыс. евро) и серебряную медаль жюри присудило южнокорейской пианистке А Руем Ан, две третьих премии (по 10 тыс. евро) и бронзовые медали по

Финалисты, бесспорно обладающие отличной техникой и способностями, к сожалению, не справились с главным – с собственной запоминающейся интерпретацией произведений великих композиторов – и не продемонстрировали достаточной музыкальности. Зрители и представительное жюри так и не поняли, что же значат для молодых пианистов исполненные ими концерты, кроме набора технически сложных аккордов и пассажей, отточенных до идеала музыкальных упражнений для беглости пальцев. Эмоций и динамики не было почти никаких. Венгр сыграл Шумана нервно и блекло, грузинка исполнила своего любимого композитора Бетховена достаточно крепко, но не более, хотя и получила приз зрительских симпатий. Ну а кореянка, отважившаяся сыграть в финале Второй концерт Рахманинова, когда-то гениально исполненный Святославом Рихтером, фактически провалила его: ей не хватило не только эмоций, но и элементарных физических сил для выступления с этим мощным произведением.

Тем не менее призеров конкурса теперь ждет интересный, насыщенный концертами год: для них организуют большой гастрольный тур по Испании, выступления в США, во многих европейских странах, в том числе и в России (в рамках международного фестиваля «Музыкальный олимп» в Санкт-Петербурге), а затем турне по Латинской Америке. Но не только щедрыми премиями и контрактами Сантандер привлекает молодых музыкантов. «Конкурс интересен своим форматом, – рассказывает его президент Палома О’Шеа. – Здесь у молодых пианистов из разных стран есть прекрасная возможность выступать перед публикой с ведущими музыкальными коллективами, в этом году – с симфоническими оркестрами Галисии и Мадрида. «Живые» концерты перед зрителями – это то, ради чего, собственно, они все и пришли в музыку».

Конкурс известен среди профессионалов также тем, что в состав его жюри входят не только виртуозные пианисты и профессора фортепианной музыки, но и дирижеры, композиторы, певцы и другие инструменталисты. В нынешнем году в Сантандер приехали такие мастера и авторитеты, как испанский композитор Томас Марко, испанский же дирижер Антони Рос Марба (президент жюри конкурса 2012 года), американский пианист Гэри Граффман, наши соотечественники – знаменитые пианисты Елизавета Леонская и Олег Майзенберг, которые давно живут и работают в Австрии.

На конкурс в Сантандере сложно попасть, однако сюда приехали семь россиян, которые составили больше трети конкурсантов (всего было 20 участников). Но дальше второго тура почти никто из наших пианистов не прошел. Только один россиянин – Самсон Цой, выпускник Московской консерватории – попал в полуфинал. За 40 лет существования конкурса россияне не раз попадали в число призеров. «Русские пианисты традиционно очень успешно выступают в Сантандере, – говорит Палома О’Шеа. – Эльдар Небольшин стал победителем конкурса в 1992 году, Сергей Ерошин дважды – в 1987-м и 1990-м – получал вторую премию. В 2002 году вторую премию получил Борис Гильтбург из Израиля, но родом он из России».

«Родом из России» – эту фразу в этом контексте можно применить чуть ли не ко всем российским участникам конкурса: за исключением все того же Самсона Цоя, никто из них в России не живет. Кто-то учится в Берлине или Лондоне, кто-то в Мадриде или Барселоне. Окончив консерватории в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, молодые дарования уезжают за границу в поисках более радужных перспектив. Многие, активно участвуя в разных международных конкурсах, ищут не столько признания, сколько возможности выступать перед публикой и зарабатывать. Почти никто из тех, с кем удалось пообщаться корреспонденту «НИ», не планирует возвращаться на родину после учебы: слишком туманно будущее у исполнителей камерной музыки в России и очень сложно пробиваться молодым – возможностей выступать с концертами на больших площадках дома у них почти нет.

"