Posted 12 августа 2012,, 20:00

Published 12 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:33

Updated 8 марта, 05:33

«Мне нравится Европа, но я возвращаюсь в Москву»

«Мне нравится Европа, но я возвращаюсь в Москву»

12 августа 2012, 20:00
Лауреат Международного конкурса пианистов Самсон ЦОЙ рассказал «НИ» о закулисной стороне музыкального смотра в Сантандере

– Самсон, это ваш первый конкурс?

– Нет, но из значимых для меня он второй. Первым был конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе.

– Вам кто-то рекомендовал попробовать себя в Сантандере?

– Нет, я всегда сам выбираю, что мне интересно. Этот конкурс привлек тем, что здесь свободная программа. И это единственный конкурс, где за все платят организаторы, в том числе за каждый пройденный тур, что, согласитесь, важно. На конкурс в Сантандере трудно пройти, потому что организаторы делают два отбора: сначала по записям, потом прослушивания в нескольких городах. Я должен был играть в Париже, но буквально за день до этого попал в больницу с аппендицитом, было две операции, выписался только через 20 дней. Но все-таки решил, что надо ехать на прослушивание в Мадрид, – постарался быстро восстановиться и поехал.

– От России было семь человек, и никто не дошел до финала. Редкий случай…

– Организаторы ошибочно написали, что я участвую от Южной Кореи, а не от России, поэтому официально было шесть россиян. Думаю, что если бы не их ошибка, то я бы тоже не прошел в полуфинал. Во втором туре конкурса нас было четверо, но всех «убрали», хотя объективно наши девушки играли гораздо сильнее, чем некоторые из тех, кто вышел в итоге в полуфинал, нет даже никакого сравнения.

– Чьи-то интриги?

– На подобных конкурсах избежать подковерных игр невозможно, это реально только в одном случае – если один достойный и уважающий себя музыкант сможет проводить конкурс и сам выбирать, но таких конкурсов нет. Есть такие музыканты, как Гидон Кремер (советский и латвийский скрипач и дирижер. – «НИ»), которые, если им понравится исполнитель, помогают ему в карьере. По-моему, члены жюри не должны оценивать конкурсантов с точки зрения того, что они – сами исполнители, потому что в интерпретации всегда будут спорные моменты. Надо слышать, что человек талантливый, у него есть свое лицо, и это должно быть более существенным.

– Какие композиторы вам интересны более всего?

– Бетховен. Я все время открываю в нем что-то новое для себя. А из русских композиторов – Чайковский.

– Вы закончили учебу в Московской консерватории и теперь будете учиться в Лондоне?

– Мне нравится Европа, но я очень люблю Москву, и я бы не хотел разрывать свою жизнь с Россией. Отсюда возвращаюсь в Москву и буду готовиться к поступлению в аспирантуру.

"