Posted 12 июля 2015,, 21:00

Published 12 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:34

Updated 8 марта, 03:34

Надежда на лучшее

Надежда на лучшее

12 июля 2015, 21:00
Концерт звезд мировой оперы прошел в Большом зале Московской консерватории. Свое выступление участники – «творческие знакомцы» оперной дивы Елены Образцовой – посвятили ее памяти.

Если бы не совместный европейский тур, появление в столице сопрано Анны Нетребко, баса Ильдара Абдразакова, драматического тенора Александра Антоненко и меццо Екатерины Губановой вряд ли бы состоялось. Певцы, на концертах которых публика сидит на ступеньках и рядами подпирает стены, приехали после выступлений в Версале и перед Прагой и Барселоной. Московский концерт совпал с днем рождения Елены Образцовой, вечер посвятили ее памяти (букеты от поклонников певцы складывали к портрету Елены Васильевны, установленному на сцене). И это не формальная привязка. Образцова обожала Нетребко, пела с ней в «Войне и мире» в Метрополитен-опере. С Антоненко примадонна встречалась на сцене, это была «Пиковая дама». Абдразаков – обладатель Гран-при Первого международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Даже дирижер Марко Армильято – «творческий знакомец» примадонны: в 2010 году она участвовала с ним в ­записи оперы «Андре Шенье».

Билеты в партер на московский концерт стоили астрономических сумм, но часть собранных денег была передана благотворительному фонду Елены Образцовой для поддержки музыкального искусства и на программы по работе с приемными семьями. Лучшие места в зале заняли известные люди, а также знакомые солистов, например, Филипп Киркоров, который несколько лет назад записал с Нетребко песню «Голос». Амфитеатры – и первый, и второй – заполнились меломанами. Программа на три четверти была составлена из арий в итальянских операх: что может быть популярней у публики? Но не стоит по этому поводу проявлять излишнего снобизма. Популярное – не значит плохое. «Кармен», например, считается самой часто исполняемой оперой всех времен и народов. И что, теперь ее не слушать из принципа?

Но именно фрагмент «Кармен» на концерте не очень ярко прозвучал. То ли Екатерина Губанова была не в голосе (хотя игривую песенку принцессы Эболи из «Дон Карлоса» она спела ярко). То ли соревноваться с Еленой Образцовой на ее поле трудно любой певице. К тому же дирижер Армильято в очередной раз проявил огненный темперамент. По мановению рук маэстро оркестр имени Светланова играл чересчур громко, нередко заглушая певцов в самые восхитительные моменты арий. Александр Антоненко, с его «долгим» звуком и тонким драматизмом, тоже периодически страдал от дирижерского напора. Да что говорить, уже в первой увертюре – из «Сицилийской вечерни» – возник эффект «масла масленого»: мало того что у Верди полно мелодраматического романтизма, так и оркестр размашисто добавил «с верхом».

Впрочем, огрехи не умаляют сильного впечатления от вечера. Прежде всего поразили Нетребко и Абдразаков. Вроде бы все про них знаешь, много раз слышали. И все равно каждая встреча с таким голосом и таким пением – пьянящее чудо подлинности. Без всякого пиара. Что в романсе Аиды из одноименной оперы, исполненной Нетребко с роскошным легато и таким щемящим состраданием героине, что хотелось куда-то бежать и спасать древнюю египетскую рабыню от злой участи. Что в монологе Чио-Чио-сан из «Мадам Баттерфляй» Пуччини, когда женский голос исходил плачем, поражая при этом фантастической динамикой и чистотой. Абдразаков по-разному спел речитатив и арию испанского гранда да Сильвы из оперы Верди «Эрнани», песню о клевете мерзкого интригана дона Базилио из «Севильского цирюльника» и арию грозного гуннского полководца Аттилы. Одинаковой была лишь красота голоса и непринужденность большого мастерства.

Финал концерта вызвал у публики эйфорию. Сперва гости, взявшись за руки, квартетом спели неаполитанскую песню. Затем каждая звезда подарила залу собственный «бис». Нетребко, пританцовывая и играя широкой концертной юбкой, вышла в облике брутальной опереточной дивы (ария из «Сильвы»). Абдразаков, мрачно прищурившись, спел куплеты Мефистофеля. Антоненко грандиозно исполнил фрагмент «Симона Бокканегры». Певцы еще раз вышли на сцену – в футболках с портретом серьезно заболевшего Дмитрия Хворостовского и надписью «Дима, ты победишь!». И «жестокая» грусть спетых с подспудной улыбкой «Очей черных» прозвучала у четверки как надежда на лучшее. Ведь это любимый романс Хворостовского.

"