Posted 12 июля 2011,, 20:00

Published 12 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:08

Updated 8 марта, 06:08

Флейта с перезагрузкой

Флейта с перезагрузкой

12 июля 2011, 20:00
Оперу «Волшебная флейта» показали на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это студенческий спектакль, сделанный силами факультета музыкального театра Российской академии театрального искусства. Четвертый курс взялся за Моцарта под режиссерским руководством своих наставников – Александра

«Волшебная флейта» по форме – зингшпиль, то есть чередование музыкальных номеров с разговорными диалогами. Тут действуют три пары героев: благородный волшебник Зарастро и его враг Царица ночи, пара героических любовников (принц Тамино и Памина, дочь Царицы ночи) и двойка комических «простецов» (Папагено и Папагена). Конечно, есть и свита – пакостный мавр Моностатос, тройка дам-прислужниц, а также армия адептов и жрецов. Сюжет вкратце: в условном Древнем Египте Памину в благих целях похитил Зарастро, ее мать обманом посылает Тамино спасти красотку с помощью волшебной флейты, Папагено помогает принцу. Зарастро указывает пришельцам на клевету царицы и тем открывает глаза обманутому герою: он принимает сторону мудрости, проходит мистические испытания и обретает высшее знание и любовь к Памине. Такая сказка была прозрачным (для современников Моцарта) прикрытием его увлечения масонством, идеалы и символика которого насквозь пронизывают оперу.

Режиссеры Титель и Ясулович перенесли действие совсем в иное измерение. Понять его может тот, кто хорошо помнит фильмы о Гарри Поттере (откуда взято очень многое) и экранизации книг Льюиса про Нарнию: оттуда, в частности, шкафы, из которых вылезают персонажи. В недрах английской литературы и кино родилась идея переноса действия в сказочную школу, смешавшую фантастические придумки с сегодняшними реалиями. Это не просто так, а с подтекстом. В подлинном либретто часть действия происходит в храме, и герои приходят к свету добра и истины. Но все знают, что школа – храм знаний, ученье – свет, и экзамен для некоторых будет посильнее испытания огнем и водой. Да и учительской наставительности в опере полно, вплоть до финального хора «Разумная сила в борьбе победила».

Из-за новой концепции изменились внешний вид и функции персонажей. Зарастро стал директором учебного заведения (а также мудрым кентавром, которого играют два исполнителя – певец и артист, отвечающий за лошадиную заднюю часть). Царица – злобный завуч в черном. Жрец – это фамилия школьной уборщицы: Софья Харлампиевна Жрец. Моностатос, как «препод физры», бегает в спортивном костюме с футбольным мячом. Пары влюбленных и хор – ученики старших классов. И, конечно, музыку преподает Моцарт.

Режиссеры до конца выдерживают стиль школьного самодеятельного капустника, что нормально в опере, писавшейся Моцартом для народного театра. На классной доске появится надпись: «Не знаешь закон Ома – сиди дома». Птицелов Папагено будет ходить в зеленом, как член одноименного движения, и рифмовать слова «обет» и «обед», предпочитая последнее. В репликах прозвучат характерные для волшебной сказки эпохи Моцарта «апгрейд» и «мать твою», фраза «все будет как бы круто у тебя» и цитаты из Грибоедова и Есенина. Тамино оценит красоту Памины, глядя на ее рентгеновский снимок.

Режиссеры могут смело ставить исполнителям «отлично» за актерское мастерство – студенты активно раскрепощались на сцене, с легкостью отрабатывая предложенные гэги. А вот педагогам по вокалу стоит приберечь пятерки. С музыкальной точки зрения эта «Флейта» была довольно тяжелым испытанием. Оркестр под управлением Владимира Агронского играл Моцарта небрежно и как-то невнятно. Студенты и солисты музыкального театра, тоже участвовавшие в постановке, расходились с оркестром (особенно в первом действии). Хорошим вокалом отличились лишь Мария Корягова (Памина) и Ирина Костина (Первая девушка). Остальные пели не как должно, а как могут. Некоторые изъяснялись вообще не поставленными, а «житейскими» голосами, да еще на ужасном немецком (чем так, уж лучше петь по-русски, а не на языке оригинала). Конечно, это лишь начало профессиональной работы, и придираться, наверное, не следует. Но, коль скоро спектакль покинул учебные стены и начал театральную жизнь, участники должны привыкать к художественной ответственности. Ведь им еще карьеру делать.

"