Posted 12 июля 2009,, 20:00

Published 12 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Зона ограниченного праздника

Зона ограниченного праздника

12 июля 2009, 20:00
С четырех часов вечера в центре Витебска запрещена торговля спиртными напитками. С пяти появляются металлоискатели и бойцы минского ОМОНа, пропускающие людей в центральную часть города в порядке общей длинной очереди. Они выворачивают наизнанку и ощупывают всех, кто пытается туда попасть. Под подозрением всё – зонтики,

Бойцов, милиционеров, каких-то людей в камуфляже и пугающего вида черных грузовиков с зарешеченными окнами столько, что можно подумать, будто в городе проходит не мирный фестиваль искусств, а операция по зачистке боевиков. После кордонов стоят люди в штатском, у которых в глазах написано, из какой именно они госструктуры. Говорят, что меры год от года усиливаются из-за угрозы терактов (в прошлом августе во время массового праздника в Минске сработало взрывное устройство, в результате взрыва были ранены 50 человек), но происходящее настолько контрастирует с тем, что происходит на сцене, что временами это выглядит просто нелепо.

Корреспондент «Новых Известий» попал под зачистку еще за день до официального открытия фестиваля, когда, не выспавшийся после дороги, мирно брел из штаб-квартиры фестиваля в гостиницу. Точнее, из кафе, под крыльцо которого забежал по дороге переждать сильнейший ливень. У металлоискателя здоровый детина в форме и с круглыми неизвестно от чего глазами буквально огорошил меня фразой: «Вы пьяны». Оправившись от шока, я поинтересовался: «С чего вы взяли? И что же мне теперь делать?» Детина ответил мне, что ему так кажется и что у меня есть три варианта. Во-первых, я могу свободно идти гулять в противоположную от центра города сторону. Этот вариант мне никак не подходил. Во-вторых, дыхнуть ему в нос. Я побрезговал. И, наконец, третий вариант – это было даже не предложение, а по меркам граждан Белоруссии серьезная угроза – «Или мы вас отправим на освидетельствование». После того как удалось избавиться от второго шока, я решил не козырять журналистским удостоверением и сказал: «А пожалуй, действительно, давайте отправим меня на освидетельствование, тем более что я никогда раньше на нем не был». С большим трудом узнав фамилию ретивого бойца (ответ на личный запрос, отправленный в МВД Белоруссии, до сих пор не получен), я сел в вызванный по рации поржавевший «жигуленок» с вполне вменяемыми витебскими милиционерами, которые долго не могли взять в толк, что именно от меня хотел их коллега, аккуратно сокрушались, что «конечно, тут перегнули палку», и, бросая виноватые взгляды, готовы были подвезти меня хоть в гостиницу, хоть в любую другую точку города, но я настоял на освидетельствовании. После того как к моему металлоискателю подвезли бумагу, где было четко написано, что я абсолютно трезв и что прибор не показал ни одной десятой промилле, служитель закона даже не удосужился извиниться и продолжил шмон и фейс-контроль в отношении мирных граждан.

Но это еще цветочки. В субботу довелось стать свидетелем совсем уж дикой картины, когда другой представитель минского ОМОНа не пропустил через кордон человека, ссылаясь на его якобы неподобающее состояние. Прохожий сказал: «Я инвалид второй группы» – и предъявил соответствующий документ. С документом ознакомились, но инвалида все равно развернули затылком к празднику и заставили идти обратно. Негоже портить радужную картину единения славянских народов. Женщину зачем-то заставили выбросить пустую пластиковую бутылку. Коллеге из Москвы стали задавать странные вопросы в отношении ее зонтика: «Что это?» Услышав в ответ: «Это бомба», – коллегу попросили «не прикалываться». Тот же вопрос был задан другому моему коллеге, но уже в отношении обнаруженной у него в портмоне фестивальной валюты – так называемых «васильков», которые можно потратить в местах проживания участников «Славянского базара». Все это выглядит довольно смешно с учетом того, что до четырех часов вечера вход в «особо охраняемую зону» совершенно свободный. А временами эти бесполезные меры даже вредят безопасности. Например, за час до приезда в город Александра Лукашенко рации фейс-контролеров буквально гремели фразами типа: «Два бомжа по пути следования высшего должностного лица. Проверьте улицы такие-то (названия опускаем в интересах дальнейшей безопасности. – «НИ»)». Таким образом, каждый желающий мог узнать о том, как и где движется президентский кортеж, и, что еще страшнее, о том, как оттуда экстренно эвакуируют бомжей.

Между тем тот инвалид, которого позорно не пустили в центр, возможно, шел на выступление Евгения Евтушенко, тот не был в этих краях около 15 лет. И возможно, ему было очень важно услышать одно из новых и очень сильных стихотворений поэта «СССР–ФРГ. 1955 год (репортаж из прошлого века)», где как раз говорится о том, как инвалиды войны спешили на массовое мероприятие – первый после драматических событий матч между русскими и немцами. О том, как они, сжимая зубы, несли на груди фанерные таблички с надписями: «Бей фрицев!». И о том, как в конце матча готовы были разбить эти фанерки в щепки, избавившись от преследовавшей их уже больше десяти лет ненависти. Новое произведение Евтушенко принимается на ура во всех странах, где гастролирует поэт. И в Витебске ему кричали «браво». Евгений Александрович немало внимания уделил и Белоруссии, откуда родом его репрессированный в сталинские годы дед. И витебские зрители слушали рассказы о его первом возвращении в родную деревню Хомичи. Публики в зале собралось немного. «Отвыкли вы от стихов, это заметно», – сокрушался Евтушенко в самом начале концерта. Но фестивальный ритм очень плотный, публике приходится выбирать – параллельно с выступлением поэта в местной филармонии проходил концерт Раймонда Паулса (кстати, вчера в Витебске Евтушенко написал две песни на его музыку), в театре показывала постановку московская труппа «На Юго-Западе», а на главной площадке – в Летнем амфитеатре – плясал на редкость профессиональный хореографический коллектив с Украины. И это все в будний день. А с учетом того, что из-за проблем с передвижением по городу значительная часть горожан старается от греха подальше уехать во время фестиваля из города (раньше, наоборот, съезжались на народные гулянья), здесь собираются не такие уж и маленькие аудитории.

В Летнем амфитеатре состоялось и открытие 18-го фестиваля. С президентом, раскритиковавшим в своей речи шоу-бизнес вообще и «гламурность» в частности, и с представителями этого самого шоу-бизнеса, немного разбавленными не слишком хорошо зарабатывающими фольклорными коллективами. Звезд на фестивале, как всегда, немало – в Витебске уже «отметились» Валерий Леонтьев, получивший специальную премию Александра Лукашенко, Лайма Вайкуле, Леонид Агутин, Анжелика Варум, София Ротару, Варвара, бельгийка Лара Фабиан, немка Сара Коннор, польский ансамбль «Червоны гитары», норвежец Александр Рыбак… Последний не только исполнил свою фирменную Fairytale, но и блестяще спел белорусскую народную «Купалинку», которую помнит с детства. Рыбак везде вызывает улыбки, очаровывает своим обаянием и юмором, связанным с подбором русских слов, временами весьма смешным, а иногда и очень точным. «Кто, говорите, про меня такое написал? «Комсомольская правда»? Ну так это неправда», – такими фразами он вызывал неизменные аплодисменты и смех на пресс-конференции.

Подтвердил «Славянский базар» и негласный статус «политического» фестиваля. После всяческих проблем в отношениях с Россией, и особенно инициированной Москвой «молочной войны», Белоруссия стала поглядывать на Запад, и в этом году прибавилось, например, мероприятий, связанных с соседней Латвией, да и другими странами Евросоюза. По крайней мере, раньше западных звезд сюда приглашали весьма редко, теперь же – пожалуйста, и Коннор, и Фабиан, да и Рыбак. Сильную программу показал Валерий Леонтьев, сразивший в том числе костюмами. Правда, ничего особенно нового не показал, а за кулисами сокрушался, что свои хиты, многие из которых тянутся еще с советских времен, исполнять подустал. «Сольник» вчера ночью дала еще одна советская звезда – София Ротару. Творческий вечер провел Михаил Козаков. Здесь же стали проходить разнообразные презентации – вчера, например, в одном из клубов устраивали pre-party организаторы легендарного джазового фестиваля в Коктебеле. И здесь же вчера вечером завершился конкурс молодых исполнителей – мероприятие, вокруг которого, собственно, и вырос весь витебский фестиваль. На момент подписания номера конкурс еще продолжался, о его результатах мы расскажем в завтрашнем номере «НИ».

"