Posted 12 июля 2004,, 20:00

Published 12 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Сны о воде

Сны о воде

12 июля 2004, 20:00
На московской арт-сцене Дубосарский с Виноградовым воспринимаются как сказочные «два братца из ларца»: их работы из мастерских прямиком попадают в лучшие выставочные залы и музейные коллекции. Дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова в прошлом году на международной выставке «Венецианская биеннале» представл

Последний проект, представленный в «XL-галерее», называется «Подводный мир». Теперь любой галерейный завсегдатай может мысленно вернуться в лето-2003 и представить себя на берегах Венецианской лагуны. Впрочем, и для московского лета экспозиция Виноградова–Дубосарского очень подходящая: на каждом из 13 холстов (все вместе картины образуют беспрерывную линию-фриз) изображены гламурные персонажи и просто любимые модели мастеров (художники за мольбертами, дети и девушки у новогодней елки и др.). Все эти модели погружены в воду, вокруг них плавают океанические рыбы, да и сами живописные герои смотрятся как экзотические аквариумные ихтиандры.

Тем, кому не знакомы предыдущие полотна мастеров, на выставке в «XL» будет довольно сложно понять, почему эти, казалось бы, совсем безобидные и гламурные живописцы считались в свое время такими же провокаторами, как, скажем, Олег Кулик и Александр Бренер. Их фирменный стиль – богатый сталинский мазок, которым Виноградов с Дубосарским изображали терминаторов и порнозвезд на фоне русских березок. Художественный дуэт перевел социалистическую живопись на язык глянцевых журналов, раздел донага великих русских писателей (их известное полотно «Волга»), поместил Христа прямо в центр перестроечной Москвы и заставил Шварценеггера на манер Ильича ворковать с веселыми пионерами. Именно эти «новорусские» сюжеты, изображенные выспренним языком советской академической школы, принесли художникам европейскую славу, участие во всех международных выставках и заказы от актуальных московских галерей.

Теперь же, в «Подводном мире», Дубосарский–Виноградов отказались от социального подтекста и всецело предались «чистому искусству». Примерно так же ортодоксальные советские живописцы наслаждались кистью, когда изображали счастливую молодежь во время Международного московского фестиваля. Вода в данном случае – символ счастья, полетов во сне. Улетучились перестроечные проблемы, очистились российские воды, и вот из них, по версии Виноградова–Дубосарского, выплыли глянцевые красавцы и красавицы. В Венеции российская делегация провозгласила лозунг «Назад к живописи!». И в этом контексте проект московского арт-дуэта пришелся как нельзя кстати. Художники уже заработали имя и влияние на провокациях, теперь отдыхают на солнечных волнах фантазий. Примерно так же Моне в конце жизни бесконечно зарисовывал свой пруд с кувшинками, так же Айвазовский сколачивал состояние на пене морской. Без влаги, как выясняется, не может прожить ни классика, ни актуальная современность. Хотелось бы верить, что нынешние мастера, будут не менее известны и популярны в далеком будущем.




В галерее «М-АРС» открывается выставка перестроечного авангарда

"