Рус
Eng
Звуки тишины и рок-н-ролла

Звуки тишины и рок-н-ролла

13 июня 2012, 00:00
Культура
СВЕТЛАНА ПОЛЯКОВА, Санкт-Петербург
Завершился 13-й международный театральный фестиваль «Радуга», проводимый ТЮЗом имени Брянцева. И надо сказать, такой роскошной программы, как нынешняя, фестиваль еще не видел – настоящий подарок к своему 90-летнему юбилею сделал ТЮЗ и себе, и питерским любителям театра.

Открылась «Радуга» спектаклем Нового Рижского театра «Звуки тишины» Алвиса Херманиса – постановка, которая с оглушительным успехом прошла в Москве пять лет назад, ничуть не утратила азарта – детальная реконструкция атмосферы сексуально-революционных 1960-х под песенки Саймона и Гарфункеля вызвала ликование в зале. Еще один рижский гость – Русский театр имени Чехова – показал спектакль «Граненка» – неожиданный по теме: в защиту потребления алкоголя. Ситуации, в которых «зеленый змий» – неотъемлемая часть наших социальных практик, разыграли на огромном столе молодые премьеры театра, хирургически точно создавая острохарактерные типы сегодняшнего дня.

Судя по переполненному залу «Молодежного театра на Фонтанке», наибольший интерес у питерской публики вызвали два московских спектакля – «Записки сумасшедшего» Камы Гинкаса с Алексеем Девотченко и рамтовский «Rock’n roll» в постановке худрука фестиваля «Радуга» Адольфа Шапиро.

Однако жемчужиной фестиваля стал моноспектакль Катарины Унт «Ниса» (VAT-театр, Таллин), получивший уже несколько театральных наград. Незамысловатый рассказ о себе (что вижу, то пою) представительницы первобытного племени, живущего охотой и собирательством плодов и кореньев, на полтора часа приковывает внимание зала. Впечатление такое, будто в актрису, облаченную в оранжевое трико и тюрбан, вселился дух африканки – столь точна ее мимика и свойственная лишь уроженцам черного континента пластика. Она даже впадает в транс – под перкуссию мультиинструменталиста Танеля Рубена. Сама же Катарина признается, что такое владение телом – не столько результат работы хореографа Марге Эренбуш, сколько естественное поведение тела вследствие глубокого проникновения в иной способ мышления: «Эта женщина – я. Ей так же больно, как и мне. Мне особенно интересно было попасть на ту ступень цивилизации, где мужчина и женщина были одним целым». Катарина Унт, чем-то похожая на Лив Ульман, несколько лет тому назад приезжала с гастролями в Москву.

Питерские театры представили три спектакля – вербатимный «Адин» (Балтдом), имеющий скорее социальную, нежели художественную значимость; новую работу Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Злая девушка» (довольно нудное зрелище, по жанру и актерской игре «в полноги» скорее похожее на читку). Наконец, не претендующую на новаторство, но очень честную и трогательную постановку Ивана Латышева «Любка» по рассказу Дины Рубиной.

«Африканские сказки Шекспира» Кшиштофа Варликовского – самый дорогой проект фестиваля – стали первой постановкой на тюзовской сцене, в программке которой спектакль не рекомендовалось смотреть юным зрителям.

Научный вклад в театральный форум внесла конференция «Педагогическое наследие Зиновия Корогодского», которую провел Адольф Шапиро. А душевности и исторической сопричастности фестивалю придали творческие встречи с живыми свидетелями эпохи расцвета ТЮЗа , начинавшими свой творческий путь под крылом Корогодского. Лев Додин поведал о первых его постановках и борьбе с руководителями советской культуры. Георгий Тараторкин вспоминал легендарные спектакли «Тебе посвящается» и «После казни прошу» и читал стихи Блока. А фантастическая актриса Ольга Волкова рассказала о нелегком пути в профессии «некрасивой» комедиантки и поделилась с публикой изысканной коллекцией актерских и человеческих наблюдений, представляющих явный литературный интерес.

В последний вечер праздновали юбилей. На театрализованном представлении Ольга Волкова в костюме юнги легко станцевала «Яблочко», Георгий Тараторкин в мундире морского офицера прочел монолог Петра Шмидта перед судом, Ирина Соколова и Иван Шибанов дуэтом исполнили «Муху-цокотуху». И весь вечер на большом экране показывали хронику шестидесятых и тюзовские лица той эпохи, уже ушедшие от нас: Антонина Шуранова, Юрий Каморный, Александр Хочинский… После отстранения Зиновия Корогодского с поста главного режиссера столь яркие личности ТЮЗом уже не руководили, а большинство его учеников покинули театр. Но люди из той эпохи пришли на этот юбилей – и праздник удался.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter