Posted 12 мая 2013,, 20:00

Published 12 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:57

Updated 8 марта, 04:57

Скрипка жжет

Скрипка жжет

12 мая 2013, 20:00
Нынешнее выступление – история совершенно экстраординарная: во-первых, не каждый день в российскую провинцию приезжают живые классики джаза. В городе Ярославле уже лет сорок существует джазовый клуб, так что здесь интерес к Жан-Люку Понти особый. Во-вторых, именно ярославские гастроли Понти представили его в редком кон

Французский джазмен Жан-Люк Понти в 1970-е сделал себе сверхгромкое имя (альбомы продавались миллионными тиражами!) как один из основателей джаз-рока и фьюжн. Хотя и к тому, и к другому, а также к арт-року приписать его сложно. Впрочем, уже в 1960-е он был нарасхват. Френк Заппа насочинял для него музыки на целый альбом. Элтон Джон позвал записаться на Honky Chateau. Играл на эпохальном альбоме Чика Кориа My Spanish Heart – а там вся элита джаз-рока отметилась. Примерно двадцать лет музыкант прожил в Америке. Вернувшись во Францию, в начале 1990-х он, седовласый живой классик, собрал группу по преимуществу из молодых африканцев. «У них (африканцев) ритм в крови, – несколько лет назад объяснял свой выбор корреспонденту «НИ» Жан-Люк. – Часами держат ритм и не ошибаются!»

Мы видели музыканта и его группу в Москве уже раза три. Играют они приятную и понятную смесь: старые хиты, новые пьесы и старое в новых аранжировках. В Ярославле же Жан-Люк Понти предстал в виде солиста симфонического оркестра «Новая Россия». Его концерт – часть пятого ежегодного Международного музыкального фестиваля. Поскольку арт-директором фестиваля служит Юрий Башмет, еще в молодости фанатевший от джаз-рока вообще и Жана-Люка Понти – в частности («У него невероятная пятиструнная скрипка: инструмент между альтом и скрипкой!»), приглашение француза на фестиваль теоретически можно было ожидать. Концерт его, правда, довольно странно попал аккурат на 9 мая. И, как здесь принято, на праздничный концерт пригласили ветеранов, которым весь этот джаз-рок, прямо скажем, как-то не очень в жилу. В прошлом году здесь программа в формате классика плюс джаз прошла на ура. Тогда Башмет играл с Игорем Бутманом, а оба – селебрити, обласканные вниманием центральных телеканалов. Посему случился переаншлаг. Чтоб такого не повторилось, джазово-классический концерт Понти поставили в зале «Миллениум» (строили его к тысячелетию Ярославля, откуда и появилось название, но опоздали на пару лет). Здание большое, напоминающее торговый центр, зал вместительный. Местные на акустику жалуются, но на этот раз ничего плохого слышно не было. Потом надо понимать, что такой концерт – это событие для города историческое. Руководитель местного джаз-клуба Игорь Гаврилов так и сказал: «Я рад, что вообще увидел Понти живьем. Для нас это крайне важное событие». Так что звук и концепция – это дело десятое.

Без лишних проволочек Понти вышел на сцену. С деревянной скрипкой со звукоснимателем. Седовласый, седобородый, в полосатой рубашечке (интересно, кто-нибудь видел его в другом имидже?). Пообещал сыграть «микс из всего: от 70-х до современности». Так и сделали. Звучали Last Memories of Her, сольные импровизации на скрипке, дуэт скрипача и пианиста Уильяма Леконта (Round Midnight Телониуса Монка), Forever Together 1993 года, а также The Struggle of the Turtle to the Sea из альбома Enigmatic Ocean. Без Enigmatic Ocean в разговоре о наследии Понти не обойтись. Также был вызван на сцену Юрий Башмет, который играл по нотам как-то уж очень нарочито правильно. Как будто в первый раз произведение видел. Хотя, когда Понти играл на его шестидесятилетии в Москве, Юрий Абрамович всем рассказывал, что он абсолютно в курсе всего, что его «франкоджазовый» коллега делает. Тем более что это конкретное произведение вроде как для него, Башмета, и написано. Его же и на бис сыграли. Уже гораздо лучше, с большим драйвом и горячее. Та же самая штука с реакцией публики: сначала сидели как примороженные, но под конец вечера раскачались.

"