Posted 12 мая 2005,, 20:00

Published 12 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Каннские сюрпризы

Каннские сюрпризы

12 мая 2005, 20:00
Официальное открытие 58-го Каннского кинофестиваля стало самым кратким за всю его историю. Тронная речь нынешнего председателя жюри Эмира Кустурицы, произнесенная им во Дворце фестивалей, длилась всего минуту. В Каннах будут показаны 20 конкурсных работ. Что касается внеконкурсных картин, то здесь с нетерпением ждут пр

Канны кипят. В этом году фестивальная жизнь как-то особенно активна – ни дня на раскачку. Набережная Круазетт кишмя кишит милыми старлетками, пытающимися привлечь к себе внимание главных режиссеров планеты, которые ежегодно съезжаются сюда похвастать своими новинками. Каннская мэрия опасается за пальмы: никакая охрана не в состоянии убедить зевак не забираться на деревья, чтобы хоть одним глазком поглядеть на мировых знаменитостей. Тем временем на красной ковровой дорожке Дворца фестивалей одна звезда спешит сменить другую.

Пока что большинство звезд – французские. Фанаты приветствовали очаровательную Кароль Буке. Катрин Денев приветливо улыбалась поклонникам (ей предстоит давать здесь мастер-классы молодым кинематографистам). Затмить ее удалось лишь некой девице, которая в чем-то вроде шубки поднялась на несколько ступенек, внезапно одежонку скинула и оказалась при всем честном народе в чем мать родила. Восторгу репортеров не было границ. Из-за нее все чуть не позабыли о новом председателе жюри – восточно-европейском авангардисте Эмире Кустурице, который со своей командой шествовал серьезно и чинно.

Президент фестиваля Жиль Жакоб, по обыкновению приветствовавший именитых гостей на вершине лестницы, шепнул что-то охранникам, и девушку увели. Но она добилась своего – прорвалась в звезды, да и показать, что можно сотворить в Каннах, все ж успела.

Эмир Кустурица и Салма Хайек вжились в роль членов жюри.

Весельчак Кустурица на пресс-конференции казался необычно серьезным и пафосным. «Быть демократом для меня очень трудно», – признал он, когда его спросили о принципах, которых будет придерживаться его команда. Остальные члены каннского жюри были подстать председателю. Серьезная Салма Хайек на вопрос о том, как ей больше нравится приезжать в Канны – в качестве актрисы или в качестве члена жюри, ответила, что, разумеется, в качестве члена жюри. «Когда я приезжаю с фильмом, – сказала она сурово, – приходится в основном давать интервью, а сейчас я могу посмотреть много картин». Мрачноватый и немногословный испанский актер-мачо Хавьер Бардем согласился с ней. И даже великолепный китайский режиссер Джон Ву, автор ставшего теперь хрестоматийным кадра (пистолеты крест-накрест), был тих и скромен. И только неутомимый ведущий пресс-конференции Анри Беар пытался развеселить журналистов, цветисто представляя жюри, в котором восседала даже одна нобелевская лауреатка, негритянская писательница Тони Моррисон. Она, правда, честно призналась, что к кино не имеет никакого отношения, но обязалась отнестись к поставленной перед ней задаче со всей серьезностью и энтузиазмом.

Первые киновпечатления не заставили себя долго ждать. После 20-минутной (самой короткой в истории фестиваля) официальной церемонии был представлен фильм Доминика Моля «Лемминг», где главные роли играют Шарлотта Рэмплинг в паре с Шарлоттой Гинзбур (дочерью знаменитого Сержа Гинзбура). Картина для открытия выбрана ни хорошая, ни плохая – средняя. Но – французская. Лемминг – с виду безобидный, похожий на суслика зверек – в фильме оказался весьма агрессивным. Он стал тем самым корнем зла, с которого и начались все таинственные, мистические, патологические, сумбурные сюжеты простой поначалу истории о милой супружеской паре (Шарлотта Гинзбур и Лоран Люка). Семья вселилась в новую квартиру, чтобы начать в ней тихую и счастливую жизнь. Все, однако, вскоре обернулось сущим кошмаром.

Моль явно претендует на лавры Хичкока, хотя состязаться с гениальным мастером саспенса ему трудно. Кроме того, у Хичкока хоть все и выдумано, но основано на реальности и логически железно выстроено. Здесь же концы с концами не сходятся, сюжет вымучивается, обаяния у главного актера нет ни положительного, ни отрицательного, а когда не хватает фантазии или намечается драматургический пробел – картина немедленно уходит в мистику, чтобы зрители не задавали лишних вопросов. Между тем некоторые вещи ни рационального, ни иррационального объяснения не получают. Скажем, Ален, успешный изобретатель, делающий прекрасную карьеру, любящий и любимый своей молодой, умной и красивой женой, чуть было не дрогнул под сексуальным натиском не очень красивой, очень немолодой и совсем сумасшедшей истерички, жены шефа (Шарлотта Рэмплинг). Не дрогнул. Устоял. Но даже одного сомнения было достаточно для того, чтобы молодая супруга жестоко ему отомстила. Вернувшись домой в несколько возбужденном состоянии, Ален входит в квартиру, обнаруживает спящую супругу и – целые полчища злобных леммингов, которые на него нападают и искусывают. На следующий день он обнаруживает себя в больничной постели, при этом врачи и заботливая супруга утверждают, что он ехал на машине, врезался во что-то и покалечился, ну а лемминги с супругой ему привиделись. Чего проще – разбинтовать руку да посмотреть: ведь понятно, что раны от поломов и ушибов отличаются от укусов маленьких острозубых тварей. Нет, он вместе со зрителями остается в каком-то мутном тумане. Эклектичный Моль, конечно же, не выдерживает жанр триллера, на психоанализ не тянет тем более. Тем не менее на каннскую лестницу режиссер взлетел как триумфатор.

Катрин Денев на каннской лестнице выглядела как всегда великолепно.

Второй конкурсный фильм, показанный в день открытия фестиваля – «Нулевой километр», – поставлен Хинером Салеемом («Водка лимон»). Это пацифистская лента на тему «миру – мир». Молодого иракского курда отправляют на передовую ирано-иракской войны, чтобы он имел возможность отдать свою жизнь за Саддама Хусейна. Вождь, не такой потертый и жалкий, каким его недавно вытащили из бункера, а в беретке, усатый и молодцеватый, присутствует в картине в виде бронзового монстра, которого таскают по пустыне взад-вперед. Герой ленты только и мечтает о том, чтобы сбежать с этой никому не нужной войны подальше в Европу. Моментами эта трагикомедия бывает смешной, моментами – грустной.

И все же главные персонажи и картины еще впереди. Все с нетерпением ждут внеконкурсной премьеры новой супердорогой серии «Звездных войн», новинку Гаса ван Санта «Последние дни», равно как и откровений от 20 конкурсных работ. На фестивале, как уже писали «Новые Известия», нет ни одной российской картины. А единственный россиянин-режиссер Николай Хомерика здесь представляет Францию. Впрочем, удивляться нечему – главный русский фаворит Канн Александр Сокуров отдал свою премьеру берлинскому фестивалю. К тому же мы – не единственная кинодержава, которую обошли своим вниманием каннские отборщики. К примеру, в Британии, также оставшейся за бортом конкурса (отобрана лишь короткометражка «Человек, который встретил самого себя», снятая всего за 400 фунтов), поднялся настоящий скандал – видный британский кинопродюсер Майкл Кун заявил, что киноиндустрия Соединенного Королевства находится в кризисе. Что до каннских сюрпризов, то их наверняка еще будет немало. Об этом мы расскажем позднее. Фестиваль торжественно закроется 22 мая.

"