Posted 13 апреля 2016,, 12:57

Published 13 апреля 2016,, 12:57

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

На «запорожце» в рай

На «запорожце» в рай

13 апреля 2016, 12:57
Кукольный театр сейчас переживает далеко не лучшие времена. А уж талантливых режиссеров-кукольников можно пересчитать по пальцам. Тем удивительнее, что в небольшом Театре кукол Карелии сумели залучить аж двух хедлайнеров отечественного театра – Олега Жюгжду, поставившего «Стойкого оловянного солдатика» Андерсена, и Бор

Исторически сложилось, что в России есть театральные города и антитеатральные. В одних – театры любят, ими гордятся, считают их городскими достопримечательностями. В других местные прохожие с удивлением переспросят: «Театр в нашем городе? Вы уверены, что он есть? Первый раз слышу».

Петрозаводск – именно что театральный город. Музыкальный театр, Национальный театр, Театр кукол. Все расположены в центре города, с любовью построены и украшают собой городской ландшафт. Сюда с удовольствием приезжают на гастроли театры обеих российских столиц. В городе еще вспоминают гастроли Маяковки, а на улицах уже висят анонсы БДТ.

В местном Театре кукол в течение одного сезона встретились приглашенные директором театра Любовью Васильевой на постановку двое лучших кукольников страны – Олег Жюгжда и Борис Константинов. И теперь их «Стойкий оловянный солдатик» и «Железо» вошли в топ городских театральных постановок и уже обросли своими фанатами и поклонниками.

Если на сказке Андерсена зал гудит голосами «самых маленьких», то на «Железо» приходят много взрослых вовсе без детей. Женихи приводят невест, приходят бабушки и дедушки. И можно поспорить, кто эмоциональнее реагирует – самые маленькие, обсуждающие волшебный картонный замок, или взрослые, ахающие от «запорожца» в натуральную величину, выплывающего из глубины сцены?

Олег Жюгжда сделал главными героями своей постановки трех ребятишек, которые пережидают военные обстрелы родного города, сочиняя сказку об оловянном солдатике, ехидном тролле, прекрасной балерине, замершей на комоде у картонного замка. За окнами ухают орудия уничтожения. А дети уходят в свой мир.

Игрушки появляются из ящиков комода, из картонной расписной коробки, из прихотливой шкатулки. Солдатики маршируют по столешнице, похожие на шахматные фигуры. Злой тролль – марионетка, чьими веревочками лихо управляет Олег Романов. Балерина – воздушная фигура, застывшая в пируэте на руке Ирины Кекиной. А одноногий солдат упрямо держится и в общем строю, и на бумажном корабле, и на ладони главного сочинителя-сказочника Антона Верещагина.

В спектакле прекрасно работают вполне бытовые предметы – печка-буржуйка, распахивающееся окно, комод и сборный картонный замок. А падение солдатика из окна, его путешествие по реке и по брюху рыбы отражается на большом видеоэкране.

Сказочные чувства, связывающие солдатика – балерину – тролля, переплетаются с чувствами подростков, впервые открывающих для себя нежность и ревность и всю сумятицу взрослых переживаний.

Может быть, лучший момент спектакля, когда после гибели солдатика главный сказочник, закусив губу, все-таки отказывается все свалить на злобного тролля, а находит в себе силы его пожалеть: «Это сделал не он, но гадкий мальчишка, который жил в его душе»…

«Железо» Бориса Константинова – спектакль-кружево, сплетенный из иронии вперемешку с ностальгией (подзаголовок – «Путешествие из прошлого в настоящее» – многозначен, и все оттенки смыслов не случайны).

Главные герои – вышедшие на пенсию Дафнис и Хлоя (или гоголевские Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович). За долгую трудовую жизнь оба не нажили денег в сундуках, зато обрели друг друга. Она мечтает о поездке к морю, о пальмах. О прибое. Он любит железо, любит чинить, паять, развинчивать и подкручивать. Она шитьем зарабатывает на плацкартные билеты. Он покупает на все деньги подержанный «запорожец» и из-за неисправных тормозов разбивает его по дороге с вокзала.

Она мудро прощает мужу его страсть. И снова садится за швейную машинку, чтобы заработать уже на запчасти.

Починка «запорожца» превращается в долгую эпическую сагу. Трое слуг просцениума носятся то с канистрой бензина, то с аккумулятором, то с тумблером. Под звуки «Болеро» Равеля производственный процесс обретает черты танцевальных экзерсисов.

Каждый эпизод спектакля хочется описывать отдельно и долго. Как из игрушечной швейной машины ползут трусы и платья. Как чинятся двери, перебирается аккумулятор. Как героиня нежно протирает дверцы и на них проступают ромашки. За все необъяснимые чудеса постановки – отдельный поклон художнику Виктору Антонову.

Герои доедут до моря, улягутся под пальмой. И их выпестованный «запорожец» увезет их в края еще более дальние и, будем надеяться, более милосердные.

"