Posted 12 марта 2015,, 21:00

Published 12 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:01

Updated 8 марта, 02:01

Крестовый подход

Крестовый подход

12 марта 2015, 21:00
Одним из самых резонансных событий этой недели стал суд над директором Новосибирского театра оперы и балета Борисом Мездричем и режиссером Тимофеем Кулябиным, против которых было возбуждено дело об административном правонарушении. Дело завели после жалобы в прокуратуру митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, обв

История вокруг «Тангейзера» разгорелась зимой нынешнего года, после того как митрополит Тихон написал письма губернатору, в Заксобрание и прокурору. По мнению жалобщика, образ Христа, представленный в опере, оскорбляет чувства верующих. Прокуратура устроила проверку и передала дело в суд.

Как по команде, вслед за этим в Новосибирске состоялся тысячный митинг против «богохульных постановок», и поезд, что называется, помчался с бешеной скоростью. Задетые до глубины души, православные активисты, размахивая плакатами «Спасем Россию», припомнили, что их оскорбляет не только «Тангейзер», но и спектакль театра «Красный факел» Kill с обнаженной девушкой на кресте, а также «История о православном ежике», показанная на малой сцене театра «Глобус»...

В начале марта к числу горячих точек на театральной карте страны добавился Ижевск. Священник Свято-Михайловского собора Владимир Андрианов объявил богохульным спектакль по пушкинской «Метели» (инсценировка Василия Сигарева). Андрианов обвинил режиссера в создании «уродливого образа священника» как «пьяницы и вымогателя». Священник требует, чтобы режиссер Максим Соколов убрал из постановки эту «кощунственную сцену», а также принес публичные извинения через СМИ. В противном случае он пожалуется в суд.

Вполне возможно, что в ближайшее время к этим историям добавятся новые. Во времена, когда центральные телеканалы с настойчивым упорством ищут внешних врагов, внедряют идею мирового заговора, борются с инородцами и стравливают между собой людей разных политических убеждений, тотальная истерия неизбежна. Она охватывает все слои общества, проникает в госструктуры и образовательные учреждения, она призывает к цензуре и заставляет принимать множество новых запретительных законов.

Но удивительно, что именно Православная церковь, которая по сути своей должна призывать к всепрощению, выстраивать мирный диалог, взывать к душе и совести, требует судебных разбирательств и кар. Почему священники, окончившие, надо полагать, не церковно-приходские школы, а высшие учебные заведения, забывают о том, с какой аккуратностью надо общаться с многочисленной паствой? Ведь в обществе немало так называемых социопатов, людей не вполне адекватных, которые легко заряжаются негативной энергией, перерастающей в ненависть. И митинг, прошедший в Новосибирске, в очередной раз это доказал. Ведь именно там, в этой толпе, размахивающей флагами и транспарантами, раздались призывы перевести судебное разбирательство из административного в уголовное (то есть православные граждане не против того, чтобы режиссер понес наказание в виде отсидки в тюрьме).

5 марта их поддержал председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, который сказал: «Слава богу, что у нас есть закон. У нас наказываются граждане не за оскорбление, а за действие, совершенное с целью оскорбления. Вне зависимости от пострадавшей стороны есть соответствующие основания для возбуждения уголовного дела».

Такой поворот событий буквально взорвал театральное сообщество. Деятели культуры встали на защиту Кулябина, выступив с требованием немедленно прекратить травлю режиссера. В их числе оказались Олег Табаков и Ирина Прохорова, Евгений Миронов и Александр Калягин, Валерий Фокин, Кирилл Серебренников и многие другие.

Тимофей Кулябин сказал, что отвечает за каждую секунду своего спектакля. Предъявленных обвинений он не признал и был готов до конца отстаивать свое право художника. «Люди, которые видят в этом спектакле выпад против христианских ценностей, не очень внимательно отнеслись и к сюжету новой постановки, и к тому, что имелось в виду в оригинальном либретто, – цитирует его слова «Открытая Россия». – Приглашаю всех усомнившихся посетить ближайшие спектакли и не доверять поспешным выводам, сделанным, как правило, на основании публикаций в СМИ».

Имеет смысл напомнить, что весь конфликт оперы Вагнера (который пережил периоды и атеизма, и истового католицизма) имеет отношение к католической вере, и сама ситуация паломничества Тангейзера в Рим за отпущением грехов у Папы выводит сюжет за рамки православия. Все это создает достаточную дистанцию между православными верующими и реалиями постановки.

СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ «ТАНГЕЙЗЕР». С САЙТА ТЕАТРА

Православные же активисты утверждают, что в опере христианская символика «используется не по назначению». Прокуратура, устроив проверку, решила, что Кулябин и в самом деле нарушил вторую часть статьи 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Говоря юридическим языком, он осуществил «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики...»

Человек, совершивший такое преступление, наказывается штрафом в размере до 50 тыс. рублей, а должностное лицо (т.е. в данном случае это директор театра Мездрич) – до 200 тыс. рублей. В случае неуплаты штраф заменяется обязательными работами на срок до 120 часов.

И все же в голове не укладывается, что режиссер, который априори имеет право на самовыражение (иначе какой он режиссер!), сидел на скамье подсудимых. Получается, что советская традиция, когда в любом свободном высказывании видели «инакомыслие» и травили за это деятелей искусства, никуда не исчезла? Неужели столь страшный вирус по нынешний день живет в нашем сознании?

Новосибирский митинг, призывавший сделать из режиссера уголовника, показывает, что в любой момент эпидемия может возродиться с новой силой. Достаточно лишь нажать на «рычаг»...

Причем пляски вокруг этого «рычага» наблюдаются не первый год. Вспомнить хотя бы, как в марте 2011 года в Армавире по инициативе одного из священнослужителей сказка Пушкина «О попе и его работнике Балде» вышла в новой редакции, где пьяницу попа заменили купцом. Следом за этим священнослужители распорядились переписать «Снежную королеву» Андерсена. Или вспомним пресловутый скандал, связанный с постановкой Константина Богомолова «Идеальный муж»: протоиерей Всеволод Чаплин раскритиковал спектакль и обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить постановку на предмет оскорбления чувств верующих. Вскоре, когда в МХТ вышли «Братья Карамазовы», православная общественная организация «Божья воля» начала сбор подписей с требованием не просто убрать «Карамазовых» из репертуара театра, но и немедленно отправить в отставку всех, кто имеет к этой постановке отношение.

Подобных примеров можно привести еще не один десяток. В мае 2012 года группа православных верующих потребовала прекратить показ оперы «Золотой петушок» в Большом театре, сочтя ее богохульной, а в июне 2013 года за одно только «богохульное название» активисты призвали запретить рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», которая приехала на гастроли в Ставрополь. Кстати, рок-оперу в конечном итоге удалось спасти. Она и сегодня гастролирует по югу России, однако с небольшой поправкой, которую внес руководитель «Православного союза» Роман Плюта. Каждый спектакль начинается... с краткой проповеди священника.

«Удивительно, что исторический опыт никого не учит, и каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли, – считает худрук театра «У Никитских Ворот» Марк Розовский. – Почему-то все очень быстро забыли, что искусство по сути своей свободно и не подчиняется никаким чиновничьим взглядам (а в данном случае – мнению священника)».

Наш собеседник затронул важную тему: испокон веков между церковью и искусством существовало напряженное противостояние. Священники взывают к человеческой душе, но то же самое делают и деятели культуры. Вот только система мировоззрения у каждого из них своя. Когда одна из этих систем начинает критиковать или оценивать другую, конфликт неизбежен.

В защиту оказавшихся в трудной ситуации коллег выступили многие деятели культуры. В частности, лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков в своем блоге предостерег: «Если наша страна допустит вынесение обвинительного приговора режиссеру Тимофею Кулябину и Новосибирской опере, это будет торжеством средневекового мракобесия и началом эпохи Новой Инквизиции. Применение религиозных запретов к светскому искусству логически приведет к сожжению книг на площадях и уничтожению картин и статуй Эрмитажа и Третьяковской галереи».

Шведскую церковь обрадовала вольная трактовка Библии

Швеция, согласно многочисленным опросам, является одной из наименее религиозных стран мира. Лишь 17% жителей страны полагают, что вера играет хоть какую-то роль в их жизни. Более атеистической в Европе является лишь Эстония с ее 14% граждан, которые придают значение религии. С 2000 года Шведская церковь, столетиями являвшаяся государственной, лишена этого статуса, что еще больше осложнило условия ее выживания и усилило отток прихожан.
Ради спасения высшие иерархи церкви выбрали стратегию максимальной либерализации, стремясь «идти в ногу со временем» и привлекать молодежь. На тот же путь встало и подавляющее большинство христианских объединений, не входящих в Шведскую церковь.
Сегодня церковь притягивает к себе людей чем только может. Тут и скандальные выставки в храмах, и поп-концерты в соборах, и издание сборников молитв в столь современной «упаковке», что еще сто лет назад издателя отправили бы в тюрьму. На этом фоне театральные постановки противоречивого содержания, вызвавшие бы протесты во многих странах мира за «оскорбление религии», в Швеции воспринимаются как реклама христианства. Так, к примеру, случилось со спектаклем «Библия» и мюзиклом «Иуда», авторы которых позволили себе свободную трактовку канонических образов. Шведская церковь отозвалась на эти эксперименты хвалебными отзывами, поскольку молодое поколение благодаря им хотя бы вспомнило о христианской вере.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм
"