Posted 12 марта 2014,, 20:00

Published 12 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

Выжженное пространство победы

Выжженное пространство победы

12 марта 2014, 20:00
Томас Остермайер обладает тем, что можно легкомысленно назвать «легкой рукой» или более обоснованно – острым чувством времени за окном. Выбранная им для постановки подчас забытая пьеса вдруг обнаруживает свой неиспользованный потенциал и становится хитом на самых разных сценах мира. Так было и с «Войцеком», и с «Норой»

«Лисички» Лилиан Хеллман с успехом шли на театральной сцене сороковых годов, а снятый в 1941 году одноименный фильм с Бетт Дэвис был номинирован на «Оскар» аж в девяти номинациях. Ставили «Лисички» и в Советском Союзе (роль Берди Хаббард – одна из самых любимых в репертуаре Фаины Раневской). Интерес к творчеству Хеллман особенно оживился в середине 1950-х, когда их автор была внесена в «черный список» Голливуда. Приглашенная на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, Лилиан Хеллман повела себя вызывающе. Комиссии было известно о том, что давний партнер Лилиан – Хэммет являлся членом Компартии. От Хеллман потребовали назвать соратников по коммунистической деятельности. Драматург отказалась в резкой форме: «Навредить невинным людям, которых я знаю много лет, с той лишь целью, чтобы спасти себя, кажется мне бесчеловечным, непорядочным и постыдным. Я не могу и не буду подстригать свою совесть в угоду сезонной моде». В сторону замечу, что эту «несгибаемость» Хеллман важно вспомнить сейчас, в период возобновившейся «охоты на ведьм».

Томас Остермайер, как обычно, размывает временные и географические границы происходящего. Для Лилиан Хеллман важно противостояние уходящей аристократии американского Юга и наступающих нуворишей Севера. В берлинской постановке дом Хаббардов обставлен в стиле хай-тек, который равно популярен и в Берлине, и в Москве, и в Париже, и в Пекине, и в Бостоне. Герои пользуются мобильными телефонами, дядя упрекает племянника за то, что тот опять уткнулся в свой Facebook. Режиссер уверен, что семейная драма на почве финансовой может разыгрываться с равным накалом в любой части света.

Братья хотят воспользоваться деньгами богатого и перенесшего инфаркт мужа сестры Регины. Сестра мечтает стать старшей в деле и обрести независимость от ненавистного и контролирующего ее мужа. Муж хочет лишить жену наследства и все передать дочери. Клубок интересов сплетен туго, каждый шаг ущемляет чьи-то права, и обиженные начинают контратаку.

Когда-то Николай Охлопков сравнил «Лисички» с чеховским «Вишневым садом», добавив, что в американской версии еще и бьют по морде. Актеры Шаубюне играют с тем драйвом, когда жесткий режиссерский рисунок оправдан силой внутреннего чувства.

Безусловно, солисткой этого слаженного ансамбля остается Регина-Нина Хосс. Актриса наделяет свою Регину той женской манкостью, перед которой не устоять любому мужчине. Нежность, страстность, гордость – совсем не главное в ее очаровании. Главное – способность самой увлечься рискованной игрой, которую она ведет на равных с братьями, мужем, племянником, дочерью. Железный стержень воли надежно упакован в обольстительную оболочку белокурой леди.

Одна из лучших сцен спектакля – разговор Регины с мужем, когда от напряжения у него начинает сдавать сердце. Из рук летит пузырек, и, отбрасывая гордость, Хорас-Томас Балинг молит Регину о стакане воды и о своих таблетках. Но, сжавшись в пружину, она «не слышит» просьб мужа. Опираясь на палку, ковыляет Хорас по ступенькам бесконечной лестницы к себе в спальню, а Регина с хищной надеждой наблюдает за его движениями… Упал!!! Быстрый ликующий взгляд, мгновение счастливой расслабленности. А потом – командный голос, зовущий служанку…

Томаса Остермайера всегда интересовали сильные женщины: будь то Нора, будь то Мария Браун. Режиссеру явно импонирует тип self-made women, победительный стук женских каблуков по растоптанным соперникам. Но с годами, похоже, его все больше задевает то выжженное пространство, которое оставляет после себя женщина-победительница.

"