Posted 12 марта 2006,, 21:00

Published 12 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Турин и театр

Турин и театр

12 марта 2006, 21:00
Побыв в феврале спортивной столицей мира, Турин сразу после 8 марта стал главным европейским театральным городом. На вручение десятой премии Европы – самой статусной международной театральной награды – сюда съехались крупнейшие режиссеры мира, в числе которых Лев Додин, Ариана Мнушкина, Лука Ронкони и другие, а также н

В Италии понимаешь, что похвалу чеховского доктора Дорна уличной толпе Генуи вполне можно отнести и к соседу Генуи – Турину. Веселая беззаботная толпа лениво перемещается по закрытому на субботний вечер центру города – обитает в открытых до полуночи магазинах, сидит в кафе на улице По, где с XVIII века подают придуманный тут шоколад или изобретенный здесь же вермут. Народ танцует прямо под открытым небом под маленькие оркестрики. Старики, дети, студенты, солидные клерки в галстуках и дамы в меховых шубках, девушки в коротких весенних юбках и охранники порядка – все пляшут в хороводе и парами, подбадриваемые хлопками зрителей.

В хмельной атмосфере Турина, привыкшего воспринимать себя сценой, прелесть театральной программы, посвященной вручению самой статусной премии Европы. Но если развлекаться жители Турина предпочитают на своих шумных, ярких, украшенных фонарями, флагами, шарами, изумительных улицах и площадях, то в театральные стены явно ходят за интеллектуальной подпиткой (в России происходит ровно наоборот: театр не более чем развлечение).

По традиции в программе Европейской премии все мастера представляют работы, ранее нигде не показанные. В этом году стержнем программы стали три спектакля Луки Ронкони. Он показал постановки, входящие в еще не законченную пенталогию, посвященную, по словам Ронкони, «главным темам сегодняшнего дня: войне, политике, истории, науке и финансам». В постановке «Троила и Крессиды» Шекспира речь идет о самой известной войне – греков и троянцев. Ронкони поставил спектакль о мире, где война давно стала нормой бытия, где военные законы – предательства, обмана, силы действуют в ежедневном быту и даже в интимной сфере любви. Спектакль «Молчание коммунистов» поставлен по текстам, для сцены не предназначавшимся. Он создан на основе эпистолярной переписки трех адресатов, обсуждающих проблемы необходимости революции в период кризиса, который переживает сейчас Европа.

Наконец, в постановке «Библиоэтика» – самом логичном, стройном и убедительном режиссерском высказывании Ронкони – обсуждаются болевые точки сегодняшнего дня: от пересадки органов до эвтаназии, от клонирования до операций на мозге. Зрителя вводят в проблемное поле спектакля шаг за шагом. Перед входом в зал рассказываются принципы построения словарей и энциклопедий: по алфавиту, по темам, по разделам и т.д. Этот спектакль организован по тому же принципу. Каждая тема обсуждается отдельно. И зритель, перемещаясь из зала в зал, сам выбирает тему ему интересную. Ты можешь слушать соображения по поводу донорства органов, а можешь выбрать комнату, где обсуждают эмбрионов. Решить, интереснее тебе погрузиться в сложности вопроса эвтаназии или тебе интереснее тема клонирования. Так или иначе спектакль Ронкони провоцирует зрительный зал на мыслительный процесс. И выясняется, что приключения мысли могут быть не менее увлекательными, чем сложные перипетии сюжета или блуждания страстей и чувств.

"