Posted 12 февраля 2008,, 21:00

Published 12 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Сицилийские страсти

Сицилийские страсти

12 февраля 2008, 21:00
Михайловский оперный театр из Санкт-Петербурга, приехавший в столицу после 35-летнего перерыва, показал оперу итальянца Пьетро Масканьи «Сельская честь», наполненную южными сицилийскими страстями. В спектакле Михайловского театра они сохранились только в звучании оркестра. Постановщик оперы, кинорежиссер Лилиана Каванн

Однодневные гастроли Михайловского театра вызваны переменами, случившимися в этом театре за последний год, с тех пор, как его генеральным директором стал один из бизнесменов, заработавший состояние на торговле фруктами. Директор пригласил руководить оперной труппой Елену Образцову, а балетной – Фаруха Рузиматова. Многих интересовало, что удалось сделать примадонне за год: Образцову в Москве очень любят, к тому же о Михайловском театре, последние 90 лет называвшемся Малым оперным, у нас давно ничего не слышали.

Для первого шага Образцова выбрала оперу Масканьи «Сельская честь», основанную на криминальной истории, случившейся в конце XIX века. Молодой Туриду, живущий в сицилийской деревне, соблазнил Сантуццу, пообещав женится на ней, и крутит роман с замужней Лолой. Мстя обманщику, Сантуцца в пасхальное утро рассказывает обо всем мужу Лолы, тот затевает ссору, и тут происходит сцена, которая становится камнем преткновения для большинства постановщиков. По древнему сицилийскому обычаю обесчещенный муж и его соперник обнимаются, и соперник кусает его в ухо, вызывая на дуэль. После чего Туриду убивают.

Молодой дирижер Даниэле Рустиони, в этом сезоне ставший главным приглашенным дирижером Михайловского театра, доказал, что сицилийские страсти знакомы ему не понаслышке. Он вел оркестр уверенной рукой, в нужный момент нагнетая напряжение (хотя порой медные инструменты звучали слишком уж агрессивно, а ударные грохотали как звуки выстрелов). Приглашенные певцы – Татьяна Анисимова (Сантуцца) – солистка Национальной оперы Украины и Олег Кулько (Туриду) – солист Большого театра работали искренне и с полной отдачей. Но все происходившее на сцене имело мало отношения к музыке.

В Михайловском театре взяли напрокат постановку кинорежиссера Лилианы Каванни, автора легендарного «Ночного портье», сделанную почти 12 лет назад для фестиваля в Равенне. Но оказалось, что Каванни, попав в оперный театр, сменила свойственный ей экстремизм на скромность и почти пуританское целомудрие. Она совсем не пыталась эпатировать публику. Даже сцена соперников с объятием и укусом выглядела настолько невыразительно, что, не будь титров, зрители не догадались бы, что произошло. (Не знакомые с сюжетом удивлялись, почему кто-то кого-то кусает). Хор выстраивался параллельно авансцене, герои в основном стояли. А одна из кульминаций – ссора Сантуццы с Туриду – и вовсе осталась без режиссерского решения. Картину дополняли традиционные декорации (дом слева, церковь справа) и бытовые костюмы.

Хотелось закрыть глаза и слушать музыку. Или попросить Образцову, сидевшую в зале, помочь певцам по актерской части. Ведь Елена Васильевна отлично в этом разбирается, она спела и сыграла Сантуццу в фильме-опере Дзеффирелли, который до сих пор считается эталоном «Сельской чести», и в свое время занималась оперной режиссурой.

"