Posted 12 февраля 2004,, 21:00

Published 12 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

ЗАГОВОР

ЗАГОВОР

12 февраля 2004, 21:00
Несмотря на то что немецкая пресса пишет в эти дни о невероятном подъеме российского кино и о появлении большого количества отличных лент, на конкурсе Берлинале наших картин нет. Внеконкурсные работы тонут в потоке серых иностранных киноработ ученического уровня. Российские режиссеры склонны считать это заговором.

Как рассказал в интервью «Новым Известиям» режиссер Бахтияр Худойназаров, руководство Берлинале объясняет долгое отсутствие российских картин в фестивальном конкурсе тем, что, мол, «ваше кино для нас мелковато». С таким приговором можно было бы и согласиться, если бы не ужасающее качество конкурса этого года. К примеру, здесь недавно был показан конкурсный фильм про то, как некий крестьянин проиграл свою корову на конкурсе доения, после чего купил теленка у соседа, который победил на конкурсе доения, но ему причудилось, что теленок от другой коровы (не от победительницы). Тогда крестьянин украл дочку у своего соседа, связал и в хлеву запер. Папа ее нашел и соседа за это убил. А дочка тем временем влюбилась в сына убиенного, и был у них роман. Вскоре выяснилось, что убил не папа, а дочка. Другая картина фестиваля была про мальчика, который мог заниматься любовью только с очень худыми девочками. В него влюбилась неплохая девчонка, но весила она 55 кг. Мальчуган довел свою пассию до 45 килограммов, но она так одичала, что однажды набросилась на еду, наелась и мальчика этого убила.

На участие в берлинской «киноолимпиаде» от России претендовали новые картины Ренаты Литвиновой «Богиня», Валерия Огородникова «Красное небо, черный снег», Станислава Говорухина «Благословите женщину». И даже с их непопаданием можно было бы смириться, если бы отборщики Берлинале не отвергли блестящую ленту «Моего сводного брата Франкенштейна» Валерия Тодоровского. Тодоровский подходил этому фестивалю по всем статьям – он участник Берлинале-98 (фестивали любят следить за творчеством своих любимцев, а иных былых участников берут не глядя). К тому же его «Франкенштейн» – глубокая серьезная драма о людях, травмированных войной, что вполне вписывается в контекст здешней толерантной политизированной моды.

В «Панораме» Россию представляет фильм «Я люблю тебя» дебютантов Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого. На Берлинский фестиваль фильм попал по двум очень понятным причинам – гомосексуалисты на экране здесь в почете (в прошлом году здесь был наш «Гололед» с похожим сюжетом), к тому же у фильма немецкие продюсеры. Немцам фильм понравился, а русским – нет.

В молодежном «Форуме» на Берлинале – наши «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и «Правда о щелпах» Алексея Мурадова. О реакции на «щелпов» говорить рано – фильм будет показан сегодня вечером, а у «Коктебеля» большой успех – на нескольких показах были аншлаги, а на кинорынке мировые права на «Коктебель» купила известнейшая французская дистрибьютерская компания Celluloid Dreams, которая занимается ведущими арт-хаусными режиссерами мира – Такеши Китано, Тео Ангелопулосом, Франсуа Озоном, Отаром Иоселиани.

В конкурсе короткометражек в Берлине – Sapiens Алексанра Рогожкина – изящная зарисовка о мире, увиденном глазами цветка. О том, что наблюдателем является цветок, мы узнаем только в самом конце картины, но, поскольку эту информацию немцы вынесли прямо в фестивальный каталог, зритель уже не мог воспринять картину так, как задумал ее автор. Премии Рогожкину не дали, предпочтя его замечательной ленте румынский актерский этюд, по своей художественной ценности сравнимый с работами вгиковцев-второкурсников. «У меня осталось полное ощущение, что я принял участие в студенческом фестивале», – пожаловался Александр Рогожкин корреспонденту «Новых Известий» и рассказал забавную историю, как организаторы программы предложили ему принять участие в мастер-классе. Он согласился, но когда пришел в указанное место, оказалось, что его пригласили не давать мастер-класс, а получать, и вынужден был прослушать абсурдную лекцию какого-то никому не известного режиссера, что короткий метр – это «проба пера». Результаты «Форума» будут оглашены в субботу, и не исключено, что тут победа будет за нами.

На днях в немецком журнале Screen появилась статья «Русская революция», где рассказывалось о невероятном подъеме нашего кино. Тем не менее Берлинале четвертый год подряд не берет наших картин в основной конкурс. В кулуарах поговаривают о «берлинском заговоре». Многие винят в этом нового «русского» отборщика Николая Никитина. И действительно, при Гансе Шлегеле наши картины были в Берлине каждый год, и если вдруг мы не получали наград, это был из ряда вон выходящий случай. Может быть, в следующем году немцы и обратят внимание на нашу «кинореволюцию». По крайней мере сейчас в Берлине ведутся переговоры о финансировании фильма Александра Сокурова «Солнце» про японского императора Хирохито и главнокомандующего американской армии на Тихом океане генерала Джона МакАртура. А если немцы профинанансируют этот проект, то место в берлинском конкурсе будущего года Сокурову гарантировано. И в этом случае не исключено, что Тодоровского оценят Канны.

"