Рус
Eng
Женщина с характером

Женщина с характером

13 января 2015, 00:00
Культура
МАЙЯ КРЫЛОВА
Знаменитая оперная певица скончалась в возрасте 75 лет в Германии. По советам врачей она уехала в Европу на зиму после пневмонии, лечилась в немецкой клинике, но вчера ее сердце остановилось. Прощание с Образцовой пройдет в Москве в Большом театре 14 января, отпевание – в храме Христа Спасителя 15 января.

В скорбное известие невозможно поверить. Елена Васильевна Образцова, ребенком пережившая год блокады Ленинграда, знала о тяготах жизни не понаслышке, но поистине солнечный оптимизм и позитивная настойчивость били ключом из любого ее интервью. То, что называют «заслуженным отдыхом», никак не вязалось с ее энергичной натурой. В прошлом году она отметила 50-летие творчества гала-концертом в Большом театре. Певица не сидела в ложе, принимая букеты, а вышла на сцену в партии Старой графини из «Пиковой дамы».

Всенародная популярность на родине началась с ее дебюта в Большом, когда юная студентка Ленинградской консерватории спела Марину Мнишек в «Борисе Годунове». Очень быстро имя Образцовой прогремело по миру – и это в советские времена, когда мало кто из наших певцов за пределами СССР был знаком специалистам и меломанам. Западные импресарио не могли пропустить «русское чудо» – певицу с глубоким грудным меццо-сопрано и сценической харизмой. Голос был таков, что отнюдь не главная партия, спетая на гастролях Большого театра в Италии, дала толчок мощнейшей международной карьере. Хотя слово «карьера» Образцова не любила. В этом она была по-хорошему старомодна – предпочитала говорить: «Мы учились выразить свою душу и отдать ее людям». Наверно, поэтому именем певицы названа малая планета. И, наверно, поэтому ее называли лучшей Кармен в мире. Когда, играя свободолюбивую цыганку, Образцова выходила на сцену в платье в горох, босиком, сверкая белозубой улыбкой, не только у Хосе случался приступ обожания. С ней любили выступать Пласидо Доминго и Лучано Паваротти, критики говорили об экстазе, в который она ввергает аудиторию, а публика отвечала нескончаемыми овациями стоя.

Образцова начала петь в пять лет. Сперва детские песни, потом – оперы и джазовые импровизации, народные плачи и оперетту, романсы и духовную музыку. Консерваторию она окончила с оценкой «пять с плюсом», а Эллингтон и Гершвин давались ей так же легко, как Мусоргский и Верди. «Легко» – не значит «просто». Обласканная успехом примадонна вкалывала как лошадь, и воспоминания певицы о репетициях в театре «Ла Скала» по девять часов ежедневно – одно из многих тому доказательств. Зато ее Сантуцца из оперы «Сельская честь» обрела художественное бессмертие в фильме Дзеффирелли, поставленном на основе спектакля. Женщины со сложным характером Образцовой особенно удавались – древняя египтянка Амнерис, библейская Далила, мстительная старуха Азучена, испанская принцесса Эболи, русская раскольница Марфа…

Образцова записала 50 дисков с крупнейшими дирижерами мира. Она успевала все: играла в драматическом театре, преподавала в консерватории, возглавляла оперную труппу Михайловского театра, проводила конкурс в Петербурге. Была даже оперным режиссером – поставила в Большом театре оперу Масне «Вертер», где дирижировал ее муж Альгис Жюрайтис. Во все, что бы ни делала, Елена Васильевна вкладывалась до предела. И вносила вдохновенное творческое озорство – то самое, что отличает Моцарта от Сальери.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter