Posted 12 января 2005,, 21:00

Published 12 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Награда за «Дочь Ивана...»

Награда за «Дочь Ивана...»

12 января 2005, 21:00
Вчера в Китае Валентину Распутину присудили награду «Лучший зарубежный роман XXI века» за его «Дочь Ивана, мать Ивана». Повесть, прозванная на родине националистической, обогнала соперников из Великобритании, США, Франции, Испании и Германии.

Китайская награда пришла к автору с большим опозданием: по правилам конкурса, рассматривались произведения, напечатанные в 2003 году. Кроме того, повесть Распутина в Пекине из-за международной жанровой путаницы была названа «лучшим романом». Впрочем, премия успешно существует уже третий год и даже пользуется авторитетом в мире.

Живой классик русской литературы Валентин Распутин молчал почти 20 лет, прежде чем написать повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Читанные русским человеком еще в школе, его «старинные старухи», деревенские испытания и принцип «греть и греться» с крушением страны оказались неактуальны. По словам самого автора, «покатилась старая жизнь с высокой горки, грохоча, кувыркаясь и разбрасывая обломки». После нескольких лет переписывания у Распутина появилась новая, городская повесть, не признанная российскими критиками, зато теперь награжденная в Китае.

«Прежние мои героини – это старухи. А с ними чего церемониться? Что ни напишешь, они все примут. Мне легче было писать старух. А тут женщина средних лет, отчаянная, сотворившая чудо спасения своей дочери и наказания преступника, покусившегося на ее жизнь и честь», – рассказывал Распутин во время недавней презентации книги у себя на родине, в Иркутске.

Здесь же, в Сибири, и происходит действие повести. В основу сюжета лег реальный случай. Героиня ушла из деревни и стала горожанкой еще в молодости. Но обрезать дочери русскую косу для нее по-прежнему обряд, значительное событие, будто она не волосы «в малолетстве убирает, а жизнь направляет». Некий кавказец, которому и имени-то поначалу не дано («Нерусские имена не умею запоминать», – говорит одна из героинь), крадет шестнадцатилетнюю красавицу. Между прочим, под предлогом постыдного дела – распродажи китайских товаров (обстоятельство, пекинскими критиками почему-то не замеченное). Позже этот кавказец насилует девочку.

Тяга к русской земле, родному дому и родному духу была у Распутина всегда. Были у него и раньше испытания героев. Обвиненная в растрате сельская продавщица («Деньги для Марии»), страдающий фронтовик-дезертир («Живи и помни»), крестьяне, чьи деревня и могилы предков должны быть затоплены после строительства ГЭС («Прощание с Матерой») вошли в школьные программы и сделали Распутина знаменитым. Его старухи были носительницами народной памяти, но не восставали против иноземцев. Россиянам трудно понять, почему лучшим зарубежным романом XXI века китайцы назвали все-таки столь агрессивную по отношению к другим народам «Дочь Ивана, мать Ивана».

"