Posted 11 декабря 2012,, 20:00
Published 11 декабря 2012,, 20:00
Modified 8 марта, 05:24
Updated 8 марта, 05:24
Про своих родителей Галина Вишневская говорить не любила: ни пьяница-отец, ни бросившая дочку совсем крошкой мать не оставили никаких теплых воспоминаний. Росла в Кронштадте у бабушки, умевшей уважать независимость внучки, ее особость, ее страсть к пению любых песен и музыкальных отрывков, услышанных по радио. Когда бабушки не стало (не выдержала лишений блокады), Галина Вишневская оказалась полной сиротой. Ей удалось устроиться в учреждение местной противовоздушной обороны, прочищавшей пожарные трубы, канализацию, разбиравшей дома на топливо, где давали хлебные пайки. А неполных 17 лет вышла замуж за морского офицера, брак скоро распался, но фамилию первого мужа она сохранит на всю жизнь («очень подходящее звучание для сцены – Вишневская»). Расставшись с мужем, она устраивается в областной ансамбль оперетты, кочевавший по воинским частям и сельским колхозам, играя оперетты Кальмана, Оффенбаха. «Играли каждый день в промерзлых клубах – на стенах снег. Платили мне 70 рублей в месяц», – вспоминала певица.
Начав с участия в хоре, она постепенно становится примадонной своего областного театра. Но после войны делает резкий шаг (потом уверяли, что резкие движения – для Вишневской способ «перезагрузки» жизни): уходит из труппы и решает брать частные уроки у 80-летней Веры Николаевны Гариной, развившей богатые природные данные и угадавшей будущий путь звезды: «У тебя лирико-драматическое сопрано. Будешь петь в опере. У тебя звезда на лбу».
С 1952 году Галина Вишневская стала певицей Большого театра, на сцене которого она спела около 30 партий (среди ее ролей – Татьяна в «Евгении Онегине», Лиза в «Пиковой даме», Купава в «Снегурочке», Донна Анна в «Каменном госте», Аида в одноименной опере Верди (в этой партии в 1962 году Вишневская дебютировала в театре «Ковент-Гарден»), «Тоска» и «Мадам Баттерфляй». Выступает она и как камерная певица, в том числе в ансамбле с гениальным виолончелистом и дирижером Мстиславом Ростроповичем, за которого вышла замуж в 1955 году.
Вместе с Мстиславом Ростроповичем она покидает Россию в 1974-м, когда они подвергаются травле властей за поддержку и помощь Александру Солженицыну (с 1978-го по 1990-й Вишневская была лишена советского гражданства). В эти годы вместе с мужем певица жила в США, во Франции, много гастролировала в крупнейших театрах мира, а также ставила в качестве режиссера оперные спектакли. В 45 она закончила свою карьеру оперной певицы: «Я ушла на пике певческой карьеры, когда почувствовала какую-то усталость и сцена перестала давать мне ощущение счастья».
В 2002 году она открывает Центр оперного пения Галины Вишневской в Москве. А с 2006-го здесь начал проходить Открытый международный конкурс оперных артистов Вишневской, где певица возглавляла жюри.
Галина Вишневская была лауреатом множества международных премий и наград, но особенно гордилась медалью «За оборону Ленинграда». 1 декабря 2012 года президент России Владимир Путин наградил Галину Вишневскую «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства» орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.