Posted 11 декабря 2007,, 21:00

Published 11 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:17

Updated 8 марта, 08:17

Кино без комментариев

11 декабря 2007, 21:00
На состоявшейся VIII церемонии вручения премии «Лавр» в области документального кино и телевидения убедительную победу одержало кино. Две награды – как лучший телевизионный полнометражный и как лучший арт-фильм – получила сугубо «неформатная» картина Павла Костомарова и Антуана Каттена «Мать», снятая методом продолжите

Сама церемония была такой же «неформатной», как предшествовавший ей фестиваль «Артдокфест», собравший под свои знамена «антителевизионное» кино всевозможных направлений и жанров. Вместо привычного телешоу с навязчивыми голосами базарных зазывал был устроен интеллигентный вечер, который очень естественно вела (точнее, сопровождала) телеобозревательница Ирина Петровская, находившая для каждой номинации не пафосные, но очень достойные слова. Соответствующим образом вели себя и «вручанты», среди которых были известные телеперсоны. Популярный телепутешественник Дмитрий Крылов отметил, что нынешнее ТВ вернулось во времена Средневековья (если не Темных веков), а один из основоположников демократического телевещания Эдуард Сагалаев сказал, что в современном российском телеэфире очень много мусора и очень немного правды.

В результате голосования тридцати шести судей во главе со Львом Николаевым лучшим фильмом на кинопленке была признана картина Алины Рудницкой «Целуй меня крепче» о сельском женском хоре, а вообще-то – о женской доле и нелегкой жизни русской деревни. Видимо, не случайно и лучшим дебютом был назван коллективный женский портрет «Гербарий» Натальи Мещаниновой, снятый в доме для престарелых во время подготовки праздничного концерта. А поскольку еще два приза достались «Матери», опередившей двух очень сильных соперников – «Элегию жизни» Александра Сокурова и «Рожденных в СССР» Сергея Мирошниченко, можно сказать, что женщинам (авторам и героям) «Лавр» уделил особое внимание.

Впрочем, не остались в накладе и мужчины. Звания лучшего продюсера документального кино был удостоен Вячеслав Тельнов, бывший директор Санкт-Петербургской документальной киностудии, а ныне гендиректор «Ленфильма». Мужчинами являются и герои еще двух премированных лент – молодой композитор из «Человека апреля» (лучший короткометражный телевизионный фильм) и несостоявшийся космонавт Нелюбов из фильма «Он мог быть первым» (лучший просветительский фильм).

Почетный приз за вклад в документалистику получил знаменитый режиссер и оператор, а ныне профессор ВГИКа Сергей Медынский, выучивший немало классных документалистов, в том числе основателя «Лавра» Виталия Манского. Студия Манского «Вертов» тоже не обошлась без награды – за лучший сериал, которым жюриоры сочли «Поколение» – цикл фильмов о детях, родившихся в 2000 году. Ему противостоял очень качественный «форматный» сериал «Соблазненные страной Советов» о наивных иностранцах, слетевшихся в СССР на обманчивый свет коммунистических идей. Но судейская коллегия так нацелилась на «неформат», что предпочла этой исторической эпопее более неровное, зато более актуальное кино.

Гран-при достался рискованному фильму «Не страшно» питерской дебютантки Светланы Федоровой, в котором она свела вместе распавшуюся любовную пару ВИЧ-инфицированных героев и в какой-то мере спровоцировала их весьма откровенные разговоры. В то же время мимо наград пролетели и еще более провокационный «Бес» Александра Малинина, а также самая «антителевизонная» и самая «концептуальная» картина года, на всю голову странная «Артель» Сергея Лозницы.

"