Posted 11 декабря 2005,, 21:00

Published 11 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Блеск и нищета Манежа

Блеск и нищета Манежа

11 декабря 2005, 21:00
После того, как в Манеже случился пожар, вместе с архитектурным памятником прекратила существование и самая большая в России ярмарка современного искусства «Арт-Манеж». В эти выходные она возродилась вновь. И точно так же, как сам Манеж, выставка подверглась тотальному евроремонту. Она стала глянцевой, стерильной и без

Победителем в этом деле оказался автор невероятно эффектной скульптурной группы «Адам и Ева»: две фигуры чуть выше человеческого роста с головы до ног обсыпаны искусственными бриллиантами от Swarovski (о фирменном происхождении стеклянных камней сказано в сопроводительной табличке). Точно такие же кристаллы (только еще и разноцветные) переливались на картинах Александра Захарова – бриллиантовые машинки мчатся по акриловым трассам. Впрочем, если для Захарова, большого любителя шикарных авто, прошедшего горнило неформальной арт-сцены 1990-х, бриллианты это концептуальный прием, то для большинства художников Манежа они и вправду художественная ценность.

Редко теперь увидишь живопись, которая пишется только для того, чтобы заменить фотообои или, по меткому выражению одной мультипликационной героини, «дырку на стене закрывать». Даже арбатские мастера ею почти не торгуют, предпочитая производить маленькие поделки с котами и собачками – дешевле и быстрее окупаются. Здесь же, в Манеже, над иными стендами висел ядреный запах масляной краски, килограммы которой ушли на двухметровые маки, кувшинки и прочие ласкающие взор изображения. Стоило посмотреть на всю ярмарку сверху (как раз из того кафе), чтобы понять ее назначение: большинство галерей оформили свои сектора в одном колорите: у кого-то сплошь желтый песок, у других снежная белизна, у третьих – успокаивающая зелень. Короче, искусство для любого интерьера. На этом фоне не выделялись, а, наоборот, затерялись два отличающихся от всех стенда: галерея «Люмьер» представила фотографию (в основном модную, гламурную) и галерея «Кино» показала несколько интересных картин.

Все бы это салонное собрание не заслуживало особого внимания, если бы за «Арт-Манежем» не тянулась долгая история противостояния ширпотреба и авторского искусства. Вплоть до пожара эта ярмарка принимала некоммерческие проекты, а сам Манеж знал немало хоть и неоднозначных, но явно знаковых событий в арт-мире (от выставки первых советских нон-конформистов, эффектно обруганной Хрущевым, до подсудного перфоманса Авдея Тер-Оганьяна). Теперь зрителям, интересующимся актуальным искусством, не стоит разрываться между двумя выставками-ярмарками – «Арт-Манежем» и «Арт-Москвой» – и оставить Манеж квартирным дизайнерам.

"