Posted 12 ноября 2008,, 11:29

Published 12 ноября 2008,, 11:29

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Исследовано читательское поведение москвичей

12 ноября 2008, 11:29
Исследовано читательское поведение москвичей

Специалисты, изучившие читательские привычки и предпочтения москвичей, получили довольно обнадеживающие результаты. Об этом свидетельствуют итоги опроса, проводившегося пиар-агентством «ИМА-консалтинг». В частности, с самого начала специалистам удалось выявить несколько наиболее ярких типов читателей. Благодаря предложенной типологии была описана структура населения Москвы в логике читательского поведения, и для каждого типа составлен свой социально-демографический портрет.

Как сообщила руководитель Департамента исследований и аналитики «ИМА-консалтинг» Ирина Атаян, «результаты исследования читательского поведения жителей Москвы оказались весьма обнадеживающими. Несмотря на высокий темп столичной жизни, москвичи традиционно остаются читающей публикой: они читают часто и подолгу. И это радует! Более 60 % москвичей составляют читатели-“активисты”, то есть те, кто имеет привычку к регулярному, частому и продолжительному чтению, — более 6 часов и не реже 2–3 раз в неделю. Интересно, что у читателя-“активиста” художественной литературы оказалось преимущественно “женское лицо”, а у читателя специализированной литературы — “мужское”. Огорчает же то, что среди “нечитателей” больше половины составляет молодежь до 34 лет. В эту же группу попало довольно много людей с высокими доходами».

Также удалось определить, какие жанры предпочитают столичные читатели, и проанализировать факторы, формирующие определенный уровень культуры чтения. «Нас приятно удивили незыблемые позиции русской классики, — продолжает Ирина Атаян. — Однако именно ее выбирают в будни и в отпускное время почти 40 % читательской аудитории. По нашим данным, очевидно, что не последнюю роль в любви к русскому роману играет сохранение привычки москвичей коллекционировать книги и читать их вместе с детьми. Такие привычки следует активно пропагандировать и укреплять. Авангард “культурного фронта” составляют в Москве всё же люди, для которых чтение — это источник удовольствия».

«Мы условно выделили четыре группы читателей-“локомотивов”, на которые можно опираться при повышении культуры чтения. Первая — это “увлеченные любители-эрудиты”, в основном люди старшего возраста. Вторая — несколько специфичная аудитория “искателей грез”, в основном это молодежь, предпочитающая фантастику и фэнтези. Поневоле повышают общую культуру чтения среди москвичей так называемые “читатели по необходимости” — в основном это, конечно, учащиеся. И, наконец, существует целая каста “целеустремленных профессионалов” — неутомимых читателей, для которых любое знание трансформируется в “цену головы” на рынке труда. В работе с каждой из этих аудиторий, безусловно, есть своя специфика», — утверждает эксперт.

Отдельной темой исследования стало влияние на формирование культуры чтения информационных технологий, ведь в будущем они могут довольно сильно изменить читательские привычки — это чтение на КПК и в интернете. «Нам было особенно приятно реализовывать этот проект, потому что привычки к чтению — это то, что касается всех и каждого из нас. Вовлеченность молодежи в информационные технологии усиливается с каждым днем, и неправильно было бы игнорировать данный факт. По сути разницы нет, каким образом в будущем в юную душу будут попадать страдания такого же юного Вертера. Главное — правильно выстроить взаимосвязь и общение с молодежью, чтобы в ее повседневных планах среди компьютерных игр и сериалов нашлось место и для печатного слова», — убеждена Атаян.

"