Posted 11 ноября 2008,, 21:00

Published 11 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Одежда цвета индиго

Одежда цвета индиго

11 ноября 2008, 21:00
Юные дизайнеры Петербурга часами как зачарованные бродят по выставке «Этноджинс: все оттенки индиго», устроенной специалистами Российского этнографического музея (РЭМ). Есть чему удивляться: синие портки, рубахи, сарафаны простых российских крестьян XIX и первой четверти XX века, выставленные в витринах, как две капли

«Нет и еще раз нет! – подчеркивает заведующая отделом этнографических народов Северо-Запада, Поволжья и Урала РЭМ Елена Колчина. – Мы не претендуем на сам бренд «джинсы», который принадлежит знаменитому немецкому эмигранту в США Леви Штраусу. Именно он в 1853 году «соединил» плотную хлопчатобумажную ткань и природный краситель синего цвета, известный под названием «индиго», и стал шить рабочие штаны для золотоискателей. Но мы показываем, что подобные фактуры тканей были в период XIX и первой четверти XX века распространены в Российском государстве и сопредельных странах».

По словам Елены Колчиной, посетитель, впервые попадающий в пространство таких исторических вещей, просто теряется, потому что абсолютная схожесть очевидна. Людей удивляет даже не столько цвет индиго, характерный как для нарядов тех времен, так и для джинсового стиля, сколько схожие детали кроя и даже двойная строчка, читаемая на ряде вещей. На рубашке якутской девушки или на одежде татарского мужчины вполне обычным был двойной шов, столь характерный для джинсовой моды. Детский джинсовый сарафанчик своей дочери, пошитый в Италии, который куратор выставки принесла на выставку для сравнения, выглядел на фоне старинных экспонатов вещью, совершенно тождественной прошлым эпохам. «Деревенских красильщиков, красивших ткани, называли в народе синильщиками, – говорит Елена Колчина. – И ткани полотняные или льняные называли синюхами».

Судя по нарядам, представленным в витринах, можно предположить, что российский крестьянин из Вологодской губернии, девушка из Черноземья или сибирский охотник были с головы до ног одеты именно в «джинсу». Только мужские и детские брюки тогда назывались портами, а вместо пиджаков шили кафтаны. Крестьянки предпочитали носить не платья, а сарафаны. «Классика жанра» – синий сарафан из домотканой одежды, дополненный вышитой белой рубахой, надевался русскими красавицами по праздникам и мог стать даже свадебным платьем. Из синей, неравномерно прокрашенной ткани шили наряды куклам и оконные занавески. В деревне можно было найти избы, от пола до потолка украшенные синими занавесками, покрывалами и ковриками. «Джинсовой» тканью занавешивали детские зыбки. А головной убор охотника-нивха из Амурской области, изготовленный в начале ХХ века, выглядит натуральной банданой.

Мода на синюю русскую «джинсу» прошла на Руси довольно быстро. С развитием химической отрасли появились другие красители для тканей, и довольно однообразный «индиго» люди с удовольствием сменили на новые яркие цвета.

"